В настоящее время одним из ведущих направлений дошкольной педагогической деятельности является экологическое воспитание. Традиционные занятия включают в себя знакомство с миром природы и воспитание нравственных качеств. Из-за недостатка знаний об окружающем нас мире обстановка на нашей планете с каждым годом становится только хуже. Именно поэтому экологическому воспитанию будущего поколения важно уделять первостепенное значение.
Совершенствование экологической культуры у дошкольников – это важный этап на пути воспитания нравственных качеств. Экообразование необходимо для борьбы с потребительским отношением ко всему живому. Развитие уважительного и бережного отношения к окружающей нас среде – это важная составляющая формирования экокультуры у учащихся. Дети должны понимать взаимосвязь между своими поступками и экологической обстановкой.
Что такое экологическое образование?
Экообразование охватывает рациональную и эмоциональную сферу ребенка. Практические занятия, такие как уход за флорой и фауной, формируют любовь к природе, позволяют приобрести нравственно-этические качества. Под экологическим образованием в согласии с ФГОС подразумевается непрерывный обучающий процесс, который направлен на совершенствование знаний в данной области. Включает в себя приобщение к природе и окружающему миру, понимание многих жизненных процессов, осознание морально-этических норм.
Экологическое образование предполагает не только восприятие красоты природы, но также ее осознание и самое главное активные действия по ее охране. Практические занятия с использованием специального оборудования позволяют приобрести опыт по уходу за растениями. Дошкольники могут воочию наблюдать все процессы живой природы, делиться собственными наблюдениями, эмоциями и впечатлениями.
Итак, почему необходима экологическая культура? Она формирует наблюдательность, отзывчивость, прививает любовь к природе, воспитывает нравственность, помогает ценить все, что нас окружает. Специальное обучение побуждает учащихся смотреть на мир другими глазами.
Задачи экологического образования
- Приобретение базовых знаний в данной области;
- Формирование познавательного интереса к миру природы;
- Развитие первоначальных навыков и умений в целях безопасного взаимодействия с окружающей средой;
- Формирование бережного и любящего отношения к флоре и фауне;
- Воспитание нравственно-этических ценностей, включающих в себя рациональное природопользование;
- Развитие элементарных умений, помогающих предугадывать последствия неправильного отношения к окружающей среде.
Экообразование включает в себя применение практических знаний, позволяющих изучать различные ситуации. Внедрение интерактивных учебно-исследовательских комплексов в традиционную методику обучения помогает производить кардинальные изменения в сознании учащихся.
Образовательные программы для ДОУ
- «Чувство природы», разработанная Н. А. Рюкбейль. Она предназначена для детей дошкольного возраста. Основная ее задача – формирование положительных качеств и приобщение к природному миру, желание общаться с ним и больше узнавать. Малыши контактируют с живыми объектами уголка природы, учатся видеть красоту растений. Благодаря этому они расширяют свой кругозор о планете, вселенной и о жизни живых организмов, учатся их любить и беречь;
- «Семицветик». Создана В. И. и С. Г. Ашиковыми. Курс рассчитан на воспитание культурно-экологических ценностей. По мнению авторов правильное отношение к окружающему миру и природе имеет прямую взаимосвязь с поступками и последующем поведением. Программа заключается в совместной творческой деятельности, включающей в себя изучение растений, минералов, животных и человека;
- «Открой себя». Разработана Е. Рылеевой. Уникальная программа экообразования, которая предполагает индивидуализацию личностного формирования ребенка. Программа включает в себя практические занятия, направленные на формирование естественно-научных представлений об экологической культуре.
Современные инновационные технологии играют важную роль в экологическом образовании. Чудо-грядка, биолаборатория ANRO EXPERT, «Метеостанция» и другие интерактивные устройства незаменимы при проведении естественно-научных практических занятий, где дети могут наблюдать и анализировать результаты совместной работы. Активное привлечение детей к уходу за растениями с использованием учебно-исследовательских комплексов открывает большие возможности для реализации задач, поставленных системой ФГОС.