В мире на детей ежедневно выливаются тонны самой разнообразной информации. Сейчас уже практически не встретишь фильмоскопов, рассказанных мамами или бабушками сказок на ночь и уютных вечерних посиделок. Их заменили телевизор, планшет, смартфоны и аудио-сказки. Не все дети способны выдержать такой информационный поток, из-за чего тормозится и речевое развитие, и психическое. Понимая это, психологи и педагоги разработали современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Что это за технологии и какой эффект они имеют? Рассмотрим подробнее.
Речевое развитие — что это, основные задачи
Под развитием речи в современной методике понимают процесс овладения детьми речью, как средством общения и культуры, пополнение словарного запаса, знакомство с книгами, развитие фонематического слуха и т.д. Список его основных задач выглядит так:
- Формирование словарного запаса. Дети должны не только знать, но понимать и использовать в общении множество разных слов. Также важно, чтобы они могли объяснять их значение и правильность применения.
- Развитие грамматических навыков. Их дети осваивают уже в дошкольном возрасте. Они понемногу учатся правильно строить приложения, учитывая при этом времена, склонения и другие нюансы.
- Развитие речевых навыков. Здесь речь идет о способности чисто выговаривать звуки, составлять из них слова, объединять слова в словосочетания и т.д.
- Овладение коммуникативными навыками. Дети должны слушать, воспринимать понимать, что говорят другие люди, а также принимать активное участие в диалогах.
Другими задачами методики развития речи у дошкольников на современном этапе является знакомство с книжной культурой, развитие способности понимать тексты на слух, звуковой и интонационной культуры речи.
Используя современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ, педагоги, логопеды и психологи особе внимание уделяют связной речи. Почему именно ей? Есть несколько причин:
- Связная речь позволяет реализовать главную функцию языка и речи в целом — общение с окружающими людьми;
- Связная речь лучше всего показывает связь между умственным и речевым развитием.
- Связная речь включает в себя другие стороны речи, в том числе грамматическую, фонетическую и лексическую.
Главная функция речи такого типа — коммуникация. Она имеет 2 формы:
- диалог;
- монолог.
Начнем с диалога. Это самое яркое проявление коммуникативных функций языка. По словам ученых, это первичная естественная форма общения. Современные технологии речевого развития дошкольников помогают детям овладеть рядом диалогических умений:
- умение начинать разговор, поддерживать и завершать его, говорить в правильном темпе, с нужной интонацией и т.д.;
- умение пользоваться речевым этикетом;
- умение обсуждать ситуацию вокруг себя, планировать с окружающими детьми совместные действия, достигать результаты;
- невербальные умения.
Что касается монологов, современные концепции речевого развития также способствуют формированию определенных навыков и умений. Вот некоторые из них:
- понимание темы, ее осмысливание;
- отбор нужной информации, отсеивание лишней;
- расположение полученных данных в правильной последовательности;
- произвольное и преднамеренное построение речи.
Получается, что современные подходы к познавательно-речевому развитию дошкольников должны научить детей монологу и его включению в диалог. В результате должна получаться естественная связная беседа с эмоциями, определенной интонацией и т.д.
Технологии развития связной речи
Для того чтобы речевое развитие было максимально эффективным, сотрудникам ДОУ важно правильно подобрать педагогическую технологию. Их несколько. И каждая основана на разработках специалистов в логопедии, психологии, педагогике и других смежных областях. Приведем примеры:
- Азбука общения. Направлена на формирование у ребенка понятия об отношениях между людьми. По сути, это сборник игр и упражнений, которые помогают детям создать эмоционально-мотивационные установки по отношению к самим себе и окружающим, а также сформировать модель поведения в обществе. Одна из задач технологии — научить ребенка понимать собственные мысли и чувства и выражать их, а также оценивать мысли и чувства окружающих.
- Развитие диалогического общения. Эта технология учит находить общий язык с окружающими, используя вербальные и невербальные средства. Как правильно вести диалог, ребенок видит на примере взрослых. При общении с ними он овладевает навыками построения взаимоотношений в разных ситуациях. Но в этом случае его речь становится ситуативной, свернутой, чего не скажешь об общении со сверстниками. Стоит отметить, что формирование диалогической речи, по мнению многих специалистов, является приоритетной задачей речевого развития детей дошкольного возраста.
- Технология активизирующего обучения речи как средства общения. Еще одна современная технология в развитии связной речи дошкольников. Подразумевает повышение ее качества. Ребенок не просто работает умственно, но и проводит познавательную деятельность. В пример можно привести разговоры с детьми о том, какие общие признаки есть у нескольких предметов, чем они отличаются, из каких частей состоит предмет, каким объект был раньше и каким стал. Вариантов десятки.
- Мнемотехника. Это современные образовательные технологии для развития речи дошкольников, связанные с запоминанием информации с помощью различных образов и ассоциаций. Способствуют развитию слуховой, зрительной памяти, а также воображения и внимания. В процессе работы задействуют природные механизмы памяти. Специалисты выделяют 4 этапа мнемотехники. Это превращение информации в образы, соединение отдельных образов в один, запоминание последовательности образов и закрепление в памяти.
Также сейчас повсеместно применяются методы развития речи дошкольников, основанные на ТРИЗ или Теории Решения Избирательских Задач. Она способствует развитию логического мышления, фантазии, учит размышлять, понимать происходящее вокруг, увеличивает словарный запас и помогает сформировать связную речь.
Особенности использования технологий развития речи
Все стандартные и инновационные технологии по речевому развитию в ДОУ основаны на ряде принципов. Вот некоторые из них:
- Индивидуальный подход. Каждый отдельный ребенок — личность. Он имеет свой характер, способности, память, мышление и т.д. И педагог должен учитывать их при составлении заданий и упражнений. Только такой подход поможет развить речевые навыки конкретного воспитанника.
- Игровой подход. Игра — один из самых эффективных способов обучения. Причем, касается это не только речи, но и других сфер, например, изучения иностранных языков. В процессе обучения педагогу нужно проигрывать различные ситуации и использовать игровые методы, которые научат детей не только разговаривать, но и слышать, понимать других людей, а также активно вступать с ними в диалог.
- Использование разных средств обучения. Вариантов много — книги, игрушки, картинки, мультимедиа, интерактивные технологии и т.д.
- Создание комфортной среды. Ребенок должен доверять педагогу, чувствовать безопасность. Ему должно быть интересно. Если всего этого нет, вряд ли он будет активно участвовать в занятиях.
Еще один принцип — сотрудничество с родителями. В развитии речи ребенка они играют, пожалуй, одну из самых важных ролей. Поэтому педагоги обязательно должны не только рассказывать родителям об успехах их чада, но и давать рекомендации относительно занятий по речевому развитию дома. Только такое взаимодействие принесет результат.
Наглядные примеры
Об игровом подходе стоит сказать отдельно. Как говорится выше, игры по праву считаются одним из самых эффективных методов обучения. Поэтому их использование обязательно.
Сказки и их герои
Современные игровые технологии в развитии речи дошкольника предполагают проведение нескольких видов игр. Есть ряд примеров:
- Назвать героя. Педагог предлагает детям назвать тех героев из сказок или мультфильмов, которые в полной мере соответствуют заданным параметрам. Допустим, нужно выбрать героев-девочек. Это может быть Герда из сказки о Андерсена о снежной королеве или Женя из мультфильма «Цветик-семицветик».
- Назвать действия того или иного героя. Здесь можно задать конкретные требования, например, отвечать исключительно глаголами. За основу можно взять любое произведение. Пусть это будет «Волк и семеро козлят». Воспитатель может предложить детям описать действия козы: ходила, пела, жила-была и т.д. После предложить найти такие же действия, но в других сказках. Если дети затрудняются с ответами, прочитать им отрывки.
- Волшебник. Задача этой игры — научить ребенка давать предметам уникальные свойства. Здесь уместно использовать круги Луллия. Это несколько подвижных кругов разного размера, нанизанные на стержень по типу пирамидки. Сверху размещается стрелка. На первом круге должны быть изображены привычные всем предметы, а на втором — волшебники или волшебные свойства. В процессе игры дети будут раскручивать круги и рассказывать о том, что происходит с предметом после того, как он столкнулся с магией. Было бы неплохо предложить задуматься о практическом применении, а также плюсах и минусах новых свойств.
- Где-то и как-то. Здесь тоже пригодятся вышеупомянутые кольца. Задача ребенка — представить обозначенный предмет в указанном месте и придумать о нем небольшую сказку. Эта игра хорошо стимулирует творческие способности.
Дети хорошо реагируют и на составление своих собственных сказок. Это еще один современный подход к организации речевого развития дошкольника. Интересно, что сам по себе метод появился почти 100 лет назад в 1932 году. К нашему времени он не только не утратил актуальности, но и усовершенствовался.
Суть метода такова: нужно соединить в единую сюжетную линию случайно выбранных персонажей, отдельные объекты, окружающую обстановку и т.д. В классическом варианте в сказке должно присутствовать 2 героя (хороший и плохой) каждый со своими целями, их друзья и определенная местность.
Процесс применения данной технологии на практике выглядит так:
- Предложить детям стать авторами своей собственной сказки.
- Задать вопрос, ответом на который будет слово, выбранное ребенком на странице любой книги.
- Собрать несколько таких слов и объединить их в единый сюжет.
- Составить сказку, придумать название, пересказать.
Если позволяет время, можно нарисовать героев, слепить их из пластилина, сделать аппликацию и т.д. Попросить воспитанников пересказать сказку еще раз, но уже дома. Через несколько дней попробовать вспомнить вопросы, на основании которых были выбраны основные детали произведения.
Одна из особенностей такого развития речевой деятельности современного ребенка — возможность проводить подобные игры, начиная с 3-летнего возраста. Для маленьких детей объекты, героев и окружающую обстановку можно спрятать в коробке или мешочке, откуда их постепенно будут вынимать. Примерно с 5 лет можно брать книги.
Помимо обычных сказок, можно составлять нравственно-этические. Проще говоря, те, в которых ярко прослеживается важное жизненное правило. Пример — Суп из топора, Лиса и Журавль и т.д. Работа с дошкольниками в этом направлении состоит из нескольких этапов:
- Определить, где именно будут разворачиваться события.
- Перечислить не менее 7 объектов, связанных с указанным местом.
- Дать объектам такие же черты характера, как у людей.
- Рассказать, как живут объекты. При этом стоит упомянуть, что они могут думать, чувствовать, рассуждать.
- Придумать случай. В сказках этот момент обычно обозначается фразой «и вот однажды».
- Составить монолог для каждого отдельного объекта, в котором он выразит свое отношение к случившемуся.
- Сделать выводы. Объединить их в единое жизненное правило.
- Придумать сказке емкое название, которое бы отображало суть.
Еще одна современная игра для развития речи дошкольника — составление конфликтных сказок. Что это значит? Все просто. Большинство народных сказок построены на борьбе добра и зла. Посредником между ними обычно является нечто магическое. Добро и зло борются, используя волшебные предметы или силу, заклинания и т.д. Благоприятный исход этой борьбы — равновесие.
Довольно эффективным зарекомендовало себя и смешение нескольких сказок в одну, наделение героев свойствами и качествами их оппонентов, введение в сюжет новых предметов. Например, можно придумать историю о том, как Золушка пошла на бал и встретила в пути трех поросят. Фантазию в этой игре можно не ограничивать.
Синквейн
Еще один из инновационных методов развития речи дошкольников. Это стихотворение без рифмы. Его составление — возможность пополнить словарный запас и побудить ребенка к размышлению. Как это работает?
Для начала детям нужно объяснить, что такое сам предмет и что такое действия. Рассказать, какими могут быть признаки предмета, разницу между живыми и неживыми. По возможности научить ставить вопросы к предметам, их действиям и свойствам, отображать их на бумаге.
Процесс создания синквейна таков:
- Придумать название, которое бы отображало суть будущего стихотворения. Это обязательно должно быть существительное. Название должно состоять из 1 слова.
- Придумать 2 слова, которые бы максимально точно описывали главную мысль синквейна.
- Найти 3 глагола, которые опишут действия.
- Составить фразы, которые выразят отношение к происходящему.
- Найти слово, которое будет синонимом к названию и также отобразит суть.
Для того, чтобы дети быстрее освоили технику составления синквейна, можно использовать наглядные пособия в виде картинок, схем и т.д.
Как развивать образную речь
Образная речь не менее важна, чем связная. И заниматься ее развитием нужно не только на занятиях в дошкольном учреждении, но и дома. Начинать можно примерно в 3-летнем возрасте.
Применение современных программ развития образной речи подразумевает разработку и использование упражнений, в которых детям нужно сравнивать отдельные объекты. Допустим, воспитатель выбирает и называет любой объект, обозначая один из его признаков или свойств. Пусть это будет желтый цыпленок. Детям нужно найти предмет с таким же признаком. В данном случае это цвет. Говорить именно о цвете необязательно. Можно взять форму, вкус, звук, издаваемый предметом, его температуру и другие свойства.
С дошкольниками возрастом от 5 лет задание можно усложнить, придавая новые свойства второму объекту. Например, можно сказать, что подушка мягкая, не как снег, а как только что выпавший снег. Это возможность дать детям больше самостоятельности, проявить инициативу и фантазию в вопросе выбора признака второго объекта.
Еще один способ развития образной речи — составление метафор. Это перенесение свойств одного предмета на другой. Алгоритм действий включает в себя несколько пунктов:
- Выбрать 1 предмет/объект/явление, для которого будет составлена метафора.
- Определить характерное для него свойство.
- Выбрать второй предмет или объект с таким же свойством.
- Разобраться, где находится первый объект.
- Объединить второй с местоположением первого.
- Составить предложение со всеми перечисленными данными.
При составлении метафор детей нужно привлекать к активным действиям. Рекомендуется строить занятия в форме обсуждения. При этом отображать на бумаге последовательность действий. Приведем пример.
Допустим, нужно составить метафору относительно изображенных на картинке снегирей. Они сидят на покрытых снегом елках. Какие вопросы может задать воспитатель?
- Что это за птицы? Получив ответ, поставить на бумаге букву С.
- Как выглядят снегири? Какие у них отличительные черты? Ответ — красные, пушистые, круглые. Воспитатель может добавить, что птицы красногрудые. От буквы С поставить стрелочку и написать К.
- Что еще может иметь красные бока? Варианты ответов — вишни, яблоки. Теперь от буквы К педагог ставить стрелку и пишет Я. Можно просто нарисовать красные яблоки.
- Повторно задать вопрос, как выглядят снегири. Здесь ответом будет сравнение: они похожи на красногрудые яблоки.
- Где сидят снегири? Согласно картинке, они находятся на заснеженных елках. Воспитатель может нарисовать стрелку вниз и елку.
Далее нужно предложить детям объединить яблоки и елки в одном предложении. Получится что-то типа: на заснеженных елках в лесу появились красногрудые яблоки.
Применение мультимедиа и интерактивных технологий
Использование таких инновационных технологий в речевом развитии дошкольников позволяет им научиться работать с аудио- и видеофайлами, а также различными графическими изображениями. Какая в этом польза?
- Улучшается визуальное восприятие, понимание увиденного. Дети запоминают новые для них слова, предметы, понятия, а также улучшают словарный запас.
- Развиваются слуховые навыки. Ребенок учится не только воспринимать речь на слух, но и различать звуки, ритм, интонацию и другие нюансы.
Еще один плюс — дошкольники принимают в процессе обучения активное участие. Они взаимодействуют между собой, выражают свои собственные мысли и чувства, улучшают память, внимание, усидчивость. Значительно облегчают жизнь воспитателя современные интерактивные технологии, такие как логопедические столы или комплексы с набором встроенных игр для детей дошкольного возраста.
Итак, классические и инновационные формы развития речи у дошкольников преследуют одну цель — научить ребенка связно излагать свои мысли. Как показывает практика, сейчас с этим большая проблема. Многие дети сталкиваются с задержкой речевого развития. Виной всему обилие информации, с которой детской психике непросто справиться. Поэтому педагогам ДОУ важно ответственно подойти к разработке и внедрению технологий, направленных на речевое развитие воспитанников.