Образование и воспитание детей является одним из приоритетных направлений современной образовательной системы. Министерство здравоохранения совместно с соответствующими ведомствами и подразделениями стремится к тому, чтобы логопедическая программа включала в себя не только традиционную, но и современную методику с использованием компьютерных технологий.
За рубежом для обучения детей с ограниченными возможностями повсеместно используются информационно-коммуникационные средства. Внедрение информационных технологий повышает эффективность коррекционного обучения. Сочетание дидактических методов обучения с игровыми возможностями содействует усилению мотивации у детей и большей заинтересованности в проводимых занятиях. В условиях игры дети дошкольного возраста легче усваивают какую-либо информацию, при этом не чувствуют усталости и утомляемости.
Особенности работы логопеда с детьми с ОВЗ
За последние годы наблюдается рост детей с проблемами здоровья. Современная медицина позволяет рождать недоношенных детей, младенцев с тяжелыми патологиями и различными нарушениями органов и систем. В связи с этим перед родителями и воспитателями встает непростая задача – сформировать полноценную и гармоничную личность несмотря на имеющиеся отклонения.
Дети с ограниченными возможностями, представляют собой группу малышей и подростков, которые имеют какие-либо психические или физические отклонения. Это препятствует полноценной и нормальной социальной адаптации. Все они нуждаются в специальном коррекционном обучении с использованием современных технологий. При этом специализированные средства и устройства должны подбираться в зависимости от характера нарушений и возможных имеющихся дефектов.
В настоящий момент количество малышей и подростков с нарушениями развития речи стремительно растет. Как следует из общих положений закона об образовании, детям с ОВЗ должны быть созданы надлежащие условия для получения качественного обучения без какой-либо дискриминации. Ведущее назначение инклюзивного образования – это обеспечение доступа к образовательной системе для всех обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.
Основные задачи коррекционно-логопедической работы в ДОУ
- Совершенствование устных и письменных речевых навыков у учащихся;
- Своевременное предотвращение возможных проблем в освоении общеобразовательных программ;
- Предоставление специальных логопедических знаний педагогам, родителям и законным представителям.
Важную роль в развитии речи дошкольников с ОВЗ играет диагностика индивидуальных особенностей личности ребенка. Специалисту необходимо выявить корень проблемы, в связи с этим главная задача логопеда-учителя – определить первичное нарушение. Среди основных проблем выделяют детский аутизм, интеллектуальные отклонения, умственная отсталость и детский церебральный паралич. Логопедические мероприятия должны выстраиваться с учетом возрастных особенностей ребенка, его психоневрологического состояния и степени поражения артикуляционной системы.
Ведущие направления по формированию речи у детей
- Обогащение словарного запаса. Развитие словаря является базовой основой улучшения речевых навыков у детей. Малыши легко усваивают слова, которые необходимы для их жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Современные интерактивные комплексы, например «Вундеркинд», позволяют в игровой форме улучшить речевые навыки;
- Формирование звуковой культуры речи. Важную роль в устранении проблем артикуляционного аппарата играет развитие речевого слуха. Сегодня существуют различные средства и устройства для обучения правильного произношения. Среди них можно выделить интерактивный комплекс с коррекционно-логопедической направленностью MAG. Специализированное устройство помогает улучшить фонематический слух и звукопроизношение;
- Развитие связной речи. Разговорный стиль общения особенно необходим при социальной адаптации. Ребенок должен уметь понимать обращенную к нему речь, поддерживать контакт и пользоваться всевозможными языковыми средствами общения. В этом случае большим подспорьем для преподавателя могут стать интерактивные устройства «Шхуна» и «Замок», которые помогают скорректировать возможные дефекты речи в игровой форме.
Эффективность коррекционного речевого формирования личности у детей с ОВЗ напрямую зависит от использования современных методик обучения. Логопедическое сопровождение с использованием интерактивных средств позволяет оказать ребенку всестороннюю помощь в освоении общеобразовательных программ и улучшении коммуникативных навыков.