В последние годы обострение экологических проблем становится все более угрожающим. В связи с этим остро встает вопрос о формировании экологического сознания у детей и подростков. Дошкольный период считается начальным этапом формирования личности. В этот момент закладываются основные ценности ориентации в окружающем мире, развивается восприятие природы, отношение к себе и окружающим. Для воспитания гуманного отношения ко всему живому нужно дать понять малышу, что он связан с внешним миром.
Бережное отношение детей к природе требуется закладывать с раннего возраста. Малыши должны иметь базовые знания об экологии, иметь представление о флоре и фауне, видеть взаимосвязь между животными и растениями. Ребенок должен понимать, что вымирание или исчезновение даже одного вида живых особей или растительности ведет к дисбалансу экологического равновесия. Развитие экологической культуры напрямую связано с наблюдением за живым миром, проведением опытов, чтобы можно было не только в теории, но и на практике видеть происходящие в природе изменения.
Воспитание в детях бережного отношения к природе
- Обращать внимание на красоту природы. Во время прогулок с ребенком необходимо замечать все прекрасное и удивительное в окружающей природе. В летний период можно показать им яркую радугу, капельки утренней росы, красивых бабочек, восхитительно поющих птиц. Зимой можно обратить внимание на яркие лучи солнца, очаровательную структуру снежинок, осенью на опавшие листья, а весной на распускающиеся почки и первые цветы.
- Воспитывать правильное отношение к мусору. Приучать малыша выбрасывать мусор в урну. При этом рекомендуется самим родителям и педагогам показывать в этом пример. Если вы находитесь с ребенком на улице, обязательно дойдите до ближайшей урны, чтобы выбросить этикетку, фантик или любой другой пусть даже самый маленький мусор. Собственный пример оказывает больше влияния, чем проведение воспитательно-образовательной работы.
- Взращивайте экологические привычки. Важно научить будущее поколение экономить воду и электричество. Например, объяснить, что во время чистки зубов нужно каждый раз закрывать кран и разъяснить, что так можно сэкономить не только воду, но и ресурсы пресной воды на планете. Сегодня во многих крупных городах имеются несколько контейнеров для сбора мусора, один для обычного, другой для пластика. Нужно обучать ребенка сортировке мусора. В формировании экологического воспитания важны эко привычки на каждый день.
- Посещать специальные уроки и мастер-классы. Благодаря специальным занятиям, с помощью которых можно проводить эксперименты, дети смогут воочию увидеть, как протекают те или иные процессы. Благодаря новым знаниям у ребенка появится больше мотивации для бережного и правильного отношения к природе. Рекомендуется посещать зоопарки, выставки собак, кошек, экофермы. Познавательные экскурсии помогут получить больше информации о флоре и фауне. Во время таких прогулок родители могут объяснять, как нужно относиться к животным, растениям и почему.
Изучение экологии для детей дошкольного возраста должно быть увлекательным, интересным и забавным. Дошкольники лучше усваивают информацию в непринужденной атмосфере, когда имеется свобода действий и они могут наблюдать за происходящим и делать собственные выводы.
Игры и занятия для детей по экологии
- Смастерить кормушку. Создайте вместе с ребенком из больших пластиковых бутылок или коробок кормушку для птиц. Вместе с ребенком ее можно раскрасить краской. При этом важно объяснить, что теперь птичкам будет где поесть. Постарайтесь делать всю работу вместе, чтобы дети ощущали себя полноценными участниками.
- Экологическое домино. Нарисуйте карточки с основными экологическими проблемами и карточки с их решением. В процессе игры пусть ребенок подбирает для конкретной проблемы подходящее решение.
Дополнительно можно проводить различные эксперименты, например с использованием комплекса «Чудо грядка». Благодаря современному оборудованию ребенок сможет наблюдать за жизненными циклами растений, видеть, как на живое влияет вода и солнце.
Специалисты отмечают, что эффект экологического воспитания зависит от правильного формирования экологических ценностей. Дети очень восприимчивы к окружающему миру, поэтому необходимо создать соответствующие условия для взращивания у них бережного и заботливого отношения к природе путем проведения игр и упражнений.