В современной педагогической деятельности большую популярность приобретают уникальные методики гармоничного развития ребенка путем формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. В качестве одного из основных инструментов выступает арт-терапия как метод коррекции эмоционального состояния. Коррекционные занятия с использованием искусства в лечебно-профилактических целях позволяют самым наилучшим образом стимулировать формирование ребенка в согласии с его возможностями.
Педагогическая практика многих специалистов показывает, что в последние годы в детские учреждения и школы поступают дети с неустойчивой психикой. Дети с ограниченными возможностями не во всех семьях получают достаточно любви, тепла и внимания в связи с большой занятостью родителей. Это нередко отражается на их психоэмоциональном состоянии и как следствие способствует формированию отрицательных черт характера.
Самой успешной методикой является комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик, включая арт-терапию в работе с детьми с ОВЗ. Последняя представляет собой коррекцию психоэмоционального состояния путем выполнения различных творческих задач. Представленная методика с использованием интерактивных средств доказала свою эффективность при проблемах эмоционально-личностного развития, например, при аутизме, задержке умственного формирования, нарушениях речи и двигательных функций.
Механизм действия арт-терапии при ОВЗ
В период различных нарушений и ухудшения психоэмоционального состояния арт-терапевтическая методика позволяет воздействовать на полушарие головного мозга через различные движения, картинки, звуки, ритмы. Все это помогает сформировать здоровый образ внутри головного мозга, что как следствие оказывает восстанавливающее и налаживающее воздействие на работу головного мозга. Щадящая и поэтапная методика с использованием художественно-творческой деятельности позволяет добиться нужного результата.
Виды арт-терапии в работе с детьми-инвалидами
- Библиотерапия. В данном случае используется чтение различных публикаций, одобренных программой ФГОС, детям с проблемами личного и эмоционального характера. Специализированная литература направлена на щадящую коррекцию детей с различными психическими расстройствами;
- Сказкотерапия. Прослушивание и участие в сказке с назначением роли помогает стабилизировать психоэмоциональное состояние, развить речь, внимание и память. Нередко занятия арт-терапией с детьми ОВЗ проводятся с использованием интерактивных устройств. Прослушивая свою речь, ребенок получает опыт самоанализа и учится проговаривать свои ощущения, у него формируются коммуникативные навыки;
- Песочная арт-терапия. В педагогической практике самыми успешными считаются занятия с песком. Ведь они доставляют ребенку много новых и положительных эмоций. Для ребенка открывается прекрасная возможность для самовыражения и передачи своих эмоций и переживаний. Рисование песком в арт-терапии с использованием специального светового стола содействует успокоению и развитию фантазии ребенка. Инновационное оборудование, подключенное к ПО, позволит достичь требуемого результата с наименьшими усилиями;
- Изотерапия. Рисование с использованием карандашей или фломастеров позволит отразить свой внутренний мир и имеющиеся переживания. Это помогает высвободить отрицательные эмоции. Уникальным устройством в этом отношении является 3D ручка, которая помогает создавать объемные яркие и красивые образы, доставляя ребенку много новых и позитивных эмоций.
На данный момент существуют разнообразные техники арт-терапии. В частных образовательных организациях при работе с детьми инвалидами очень часто используют нетрадиционные методики. Они обеспечивают безболезненную коррекцию психоэмоционального состояния, содействуют формированию ассоциативно-образного мышления и помогают разблокировать закрытые системы восприятия.
Преимущества использования в арт терапии интерактивных систем
- Позволяют достичь здоровой реакции на сложившуюся ситуацию;
- Создают благоприятные условия для выражения собственных переживаний и чувств;
- Помогают преодолеть коммуникативные барьеры, снять психологический дискомфорт;
- Повышают эмоциональную устойчивость, содействуют саморазвитию личности ребенка;
- Способствуют повышению уверенности в себе и приобретению чувства социальной значимости для других.
Положительная динамика в арт терапии свидетельствует о том, что художественно-творческая деятельность является наилучшим способом снять внутреннее напряжение и агрессию. Она помогает максимально безболезненно восстановить жизненные ресурсы детей с различными ограничениями.