Повышенные требования, большие объемы информации, сжатые сроки обучения — все это реалии современной образовательной системы. И с каждым годом, по мнению российских педагогов, стандарты, утвержденные Министерством образования, повышаются. Все очевиднее прослеживается тот факт, что требуемые результаты сложно воплотить в учебную программу, применяя лишь традиционные методики обучения. Большим подспорьем для преподавателей и учеников становятся интерактивные методы обучения.
Интерактивные технологии — это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала. ИТ является ведущим условием для функционирования высокопродуктивной модели обучения, способствующей значительному улучшению общей эффективности образовательного процесса.
В настоящее время детские сады, школы и другие образовательные учреждения оснащают свои аудитории и классы сенсорными столами, досками, комнатами, интерактивными игровыми комплексами и стойками. Групповая и индивидуальная работа во время интерактивного занятия позволяет каждому ученику проявить себя и наилучшим образом усвоить материал.
Отличия интерактивной, активной и пассивной форм обучения
Пассивная модель обучения подразумевает активность только окружающей среды. Как пример, статарные формы уроков в виде лекций. Ученики только слушают и записывают новую информацию. Такая форма обучения уже показала свою неэффективность, так как дети часто могут не понимать, о чем говорит учитель, монотонный рассказ и большое количество информации быстро утомляет, из-за чего ребенок к концу урока совершенно теряет концентрацию.
Активная модель обучения подразумевает активное взаимодействие учитель-ученик, развивая у ребенка навыки самостоятельности и познавательной деятельности. Здесь обязательными составляющими преподавания являются творческие задания и обратная связь от учеников. Тем не менее, такая форма преподавания имеет свои недостатки, а именно, что здесь полностью игнорируется взаимодействие ученик-ученик. Она не учит умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах сверстников.
Теперь на первый план выходит интерактивная модель обучения, которая подразумевает активное взаимодействие не только с учителем, но и непосредственно между учениками. Здесь обязательны интерактивные формы уроков: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, решение вопросов в группах и другие всевозможные виды обучения. Конечно, на первое место выходят профессионализм и подготовка преподавателя. В помощь преподавателю развиваются различные технологии интерактивного обучения, то есть методы, позволяющие сделать урок интересным и насыщенным. К ним, в том числе, относится использование различного интерактивного оборудования.
По утверждению российских учителей, все образовательные учреждения сейчас активно преобразуются вместе с методами обучения. Чтобы следовать стандартам ФГОС в ДОУ и школах необходимо применять интерактивные методы обучения.
Преимущества интерактивных технологий обучения в ДОУ и школах
Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Без них достаточно сложно добиться высокой результативности в учебе.
Основные плюсы использования интерактивных технологий:
- Повышается качество преподносимого материала. Внедрение интерактивных технологий позволяет использовать на уроках различные схемы, графики, картинки, красочные презентации и многое другое для эффективного усвоения изучаемой темы. Без наглядности обучающимся бывает сложно понять абстрактные элементы, например, вписанный в пирамиду шар или описанную около цилиндра призму;
- Пробуждается интерес к учебе. Обучение с применением ИТ поощряет активное участие каждого ребенка в ходе преподавания. Помогает задействовать чувства каждого обучающегося, сформировать интерес к изучаемой теме. Облегченная форма подачи материала при помощи элементов анимации и компьютерного конструирования способствует вовлечению в обсуждение;
- Устанавливаются доверительные отношения. Интерактивные средства обучения позволяют выступать преподавателю больше не в роли учителя, а в роли организатора. Все это помогает наладить взаимодействие с окружением и позволяет поддерживать хороший контакт с аудиторией, что в конечном итоге повышает мотивацию обучающегося и способствует высокому проценту усвоения знаний.
Многие преподаватели отмечают, что внедрение ИТ в образовательный процесс способствует развитию детского творчества, помогает выявлять различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ученика. В сравнении с обычными методиками обучения, все это способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Интерактивные инструменты и оборудование
Интерактивное оборудование является мощным мультимедийным инструментом для современных образовательных учреждений. Каждое устройство имеет свое программное обеспечение для проведения занятий. Оно может быть подобрано в самых разнообразных комплектациях в зависимости от потребностей ДОУ и школы.
- Сенсорные столы и доски. Уникальные устройства с экраном и компьютером. Помогают выводить на экран различные изображения, схемы, карты для наиболее эффективной и увлекательной подачи материала;
- Сенсорные комнаты. Специально обустроенные помещения, которые позволяют развить творческие способности, мелкую моторику рук ребенка и минимизируют гиперактивность. Значительно повышают жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности;
- Интерактивные игровые комплексы. Специализированное оборудование, которое помогает овладеть практическими навыками работы с информацией. Способствует быстрому освоению компьютерной техники, инженерии в игровой форме;
- Инфоматы и интерактивные стойки. Интерактивные киоски эффективны для показа различных роликов и презентаций.
При внедрении интерактивных технологий меняются роли учителя и обучающегося. Инициативность преподавателя значительно снижается и уступает активности учеников, прерогативой учителя становится формирование подходящих условий для их собственной инициативы. Учащиеся начинают ощущать себя полноправными членами образовательного процесса.
Интерактивная методика обучения в школах способствуют лучшей адаптации в коллективе, развивает коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми. Все это в конечном счете помогает многим детям развить свой собственный потенциал и позволяет выйти на совершенно новый уровень развития.
Многие педагоги отмечают, что интерактивное обучение в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме. На практике это способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися и позволяет грамотно и качественно преподнести подготовленную тему.
По мнению экспертов, выполнение повышенных требований, предъявляемых к современной российской образовательной системе, невозможно без внедрения ИТ. Такие инновационные методы должны лечь в основу действующей учебной программы многих образовательных учреждений. Без них невозможно достичь высоких показателей успеваемости наших детей.