В согласии с Федеральным законом «Об образовании…», каждый ребенок имеет право на обучение в массовой школе и учреждении. Все дети, несмотря на имеющиеся недостатки, должны быть включены в единую систему образования, предусмотренную для здоровых учащихся. Ведущее назначение ФГОС — создание надлежащих условий для обучения, которые бы позволили детям, имеющим какие-либо отклонения, с раннего возраста не чувствовать себя изолированным от общества.
Внедрение прогрессивных информационных технологий и робототехники содействует эффективному освоению изучаемого предмета у детей с какими-либо ограничениями. Современные конструкторы на базе arduino позволяют создать оптимальные условия для коррекции и совершенствования тех навыков и талантов, которые необходимы для безболезненной социализации детей.
Особенности организации робототехники для детей с ОВЗ
- Развивающая среда. Важно, чтобы педагоги и преподаватели смогли создать такую атмосферу, которая способствовала бы реализации детского потенциала, будь то с внедрением робототехники или иных устройств ИКТ. Необходимо, чтобы ребенок увлекался работой, забывая о болезни и при этом развивал свои профессиональные навыки;
- Достижение результата. В процессе предметно-практического обучения ребенок должен не только приобретать знания, но и создавал определенный продукт своей деятельности, который он может представить своим сверстникам. Презентация своей модели конструктора будет содействовать лучшей социализации детей с ограниченными возможностями;
- Игровая форма. Изучение конструирования, программирования, моделирования в игровой увлекательной форме с использованием роботов конструкторов arduino повышает у детей мотивацию и помогает им приобрести необходимые навыки и знания в непринужденной форме;
- Индивидуальные особенности. Необходимо помнить, что все дети разные и у всех разные способности к программированию. Одни дети могут в течение нескольких дней создавать свой конструктор, другим же для этого потребуется всего несколько часов. Также некоторые дети больше любят работать с конструкторами, а другие рисовать или моделировать;
- Положительный настрой. Работать с детьми, имеющими какие-либо отклонения, может требовать большого терпения и выдержки. Поэтому нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть и никогда не сравнивать его с полноценными детьми. В процессе обучения требуется выделять время, чтобы хвалить его за достижения, пусть даже небольшие. Ребенок с ОВЗ должен чувствовать, что его любят и уважают.
Педагоги отмечают, что очень важна простота в построении прототипов в сочетании с большими вариациями исполнения без строгой привязки к конкретному плану. При проектировании уникальной модели затрагиваются знания из разных отраслей, от математики и физики до программирования и моделирования. Изучение различных механизмов и устройств, микроконтроллеров, датчиков позволяет детям в свободной форме приобретать необходимые навыки без привязки ко времени.
На любой стадии развития учащимся необходимо давать как можно больше возможностей для исследования и экспериментов. Это позволит детям лучше освоить окружающий мир и определить к чему у него имеется тяга и интерес.
Преимущества внедрения робототехники и конструкторов для детей с ОВЗ
- Активизация творческих способностей у детей, имеющих какие-либо ограничения;
- Предоставление одинаковых возможностей для освоения инновационных технологий, например, программирования или же моделирования;
- Непринужденное совершенствование коммуникативных навыков и поэтапное пополнение словарного запаса;
- Развитие собственных профессиональных навыков у детей с ограничениями, определение будущей карьеры.
Современный педагог — это тот, кто несет детям знания, свет и любовь. Внедрение современных технологий наряду с правильным отношением к детям с ОВЗ — залог эффективной социализации и гарантия их полноценного развития.