В соответствии со статистическими данными около 4% детей в возрасте от 4 месяцев и старше имеют патологии речевого аппарата. Третья часть выздоравливает к началу подросткового периода, однако у остальных фиксируется логоневроз. Речевые отклонения возникают по целому ряду причин и могут быть врожденными и приобретенными. По мнению специалистов важно своевременно распознать появившийся речевой дефект и начать коррекцию заикания. Комплексный подход позволит достичь лучшего результата.
Что такое заикание у детей?
Логоневроз представляет собой расстройство темпоритмической части речи. Выражается оно в характерном повторении слов, слогов, постоянных остановках и неумышленном удлинении звуков. Провоцирующим фактором являются повторяющиеся судороги в артикуляционной, голосовой и дыхательной системе. Дети, страдающие такой проблемой, могут жаловаться на неожиданную нехватку воздуха и нарушение дыхания.
На начальную стадию логоклонии или заикания указывают следующие признаки:
- Пролонгация звуков.
- Повторение слов.
- Необщительность.
- Напряженность лицевых мышц.
Если ребенок перед началом речи испытывает определенные затруднения, вынужден останавливаться после фразы или отдельно взятого слова, это может свидетельствовать о развитии речевой патологии. Дополнительно могут возникать неотступные беспокойства, повышенная тревожность. Следует обратить внимание на нервные тики при разговоре и отсутствие выразительности, эмоциональности в речи.
Симптоматика может развиваться по мере прогрессирования патологии. На начальном этапе она может носить эпизодический характер, в последующем если не предпринимать никаких действий это наблюдается чаще. Отсутствие своевременной терапии может привести к логофобии, навязчивому страху перед речью.
Причины заикания
Заикание может быть диагностировано по самым разным причинам. Выделяют следующие:
- Врожденные. Связаны с наследственной предрасположенностью, например, когда у близких родственников диагностируют всевозможные патологии речи. К ним относятся:
- Проблемы в период беременности.
- Генетическая предрасположенность.
- Особенности индивида, например, гипервозбудимость.
- Приобретенные. Патология развивается из-за воздействия внешних факторов, таких как:
- Травма психологического характера.
- Шоковая травма, вызванная смертью близкого человека.
- Особенности протекания физиологических процессов.
- Острые инфекционные заболевания.
- Повышенная тревожность дома, семейные конфликты.
- Чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие свободного времени у ребенка.
- Черепно-мозговая травма.
Провоцирующим фактором может стать наличие в окружении ребенка другого человека, у которого диагностирован лалоневроз или заикание.
- Психосоматические. Причиной возникновения проблем с речевым аппаратом может стать психоэмоциональный дисбаланс. Это может быть:
- Резкая установка ограничений, которых раньше не было.
- Постоянное унижение личности, сравнивание ребенка с другими.
- Отсутствие похвалы, веры в ребенка.
Во всех этих случаях необходима речевая терапия для детей совместно с логопедом-дефектологом. Специалист поможет сформировать речевое дыхание, развить моторную функцию, устранить дисбаланс в темпе речи и ритме, сформировать ее плавность.
Типы речевого расстройства
- Невротическое. Симптоматика логоневроза вызвана травмой или серьезными заболеваниями.
- Патологическое. Дефект речи диагностируется при рождении, нередко связан с генетикой.
Патологическое заикание бывает:
- Тоническим. Дефект выражается в продолжительных паузах в словах, растягивании гласных.
- Клоническим. Патология может выражаться в не проговаривании отдельных букв, слогов, слов.
- Комбинированным. Заикание носит одновременно клонический и тонический характер.
Дефект речи может носить стабильный и нестабильный характер. В первом случае заикание фиксируется постоянно, в последнем наблюдается только при стрессах и повышенной эмоциональности.
Для определения пути профилактики необходимо выяснить причину, которая привела к дефекту речи. Комплексное обследование позволяет выявить истинную первопричину и создать необходимый коррекционный режим для выработки навыков правильной речи.
Как избавиться от заикания
Коррекция патологии выполняется комплексно. Используются различные методики, что позволяет достичь лучшего результата. Правильная терапия может включать в себя:
- Дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика обеспечивает правильную работу диафрагмы, которая принимает непосредственное участие в голосообразовании. Медленные и глубокие вдохи и выдохи с вытягиванием губ позволяют сделать голосовые связки более эластичными.
- Массаж. Логопедический массаж играет важную роль в комплексной терапии. Массажист воздействует на определенные участки в ротовой полости и в области головы и шеи. Особенно эффективен сегментарный массаж, который направлен на воздействие мышечной ткани, отвечающей за работу речевого аппарата.
- Медикаментозная терапия. Рекомендуется дополнительно подобрать подходящие препараты, чтобы достичь требуемого эффекта. Они могут использоваться для понижения частоты судорог речевых мышц, нормализации психоэмоционального состояния, активизации отделов мозга, отвечающих за память и речь.
- Компьютерные программы. Существует большой выбор мультимедийного интерактивного коррекционного оборудования для организации эффективной работы логопеда и психолога. Специальные программы эффективны в коррекции логоневроза, способствуют формированию коммуникативных, личностных навыков. Ребенок в игровой непринужденной форме учится правильно произносить слова и слоги.
Интерактивное оборудование «АНРО Технолоджи» для логопедов незаменимо в качестве комплексной терапии. Современные устройства с веселой анимацией и музыкой позволяют вовлечь ребенка в познавательную деятельность максимально непринужденно.
У многих возникает вопрос, поможет ли логопед при заикании? Да, если он использует традиционные и современные методики терапии. Правильно составленная коррекционная программа позволит достичь результата при борьбе с логоневрозом.