Для повышения качества преподавания биологии необходимо задействовать различные методики и использовать современное инновационное оборудование. Интерактивные устройства позволяют наглядно продемонстрировать живую природу, жизнь растений, животных. Яркая демонстрация опытов и результатов наблюдения совершенствует процесс преподавания и открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся. Сегодня в арсенале педагога имеется множество инструментов: настольные игры, художественные/документальные фильмы, интерактивное оборудование, гербарии и многое другое.
Как сделать уроки биологии интересными
В процессе обучения педагог должен заинтересовать, сделать урок увлекательным и интересным. Использование современных методик способствует запоминанию материала, повышает мотивацию, активизирует психические процессы, вносит разнообразие. Существуют следующие методики, которые позволят сделать уроки биологии «живыми».
- Настольные игры. К ним относятся ребусы, кроссворды, лото, домино, викторины. Настольные игры на уроках биологии способствуют развитию воображения, сообразительности, наблюдательности. В непринужденной форме происходит развитие навыков, расширение кругозора. И самое главное такой формат развивает познавательный интерес к предмету. В групповой коллективной работе присутствует элемент соперничества, что побуждает детей быстро думать, логично рассуждать и мгновенно находить ответы.
- Профильные музеи. Музейные уроки организуют с целью закрепления полученных знаний. Наиболее популярны музейные экспонаты, позволяющие получить четкое представление об исследуемом материале, предмете. Музей – это уникальный педагогический ресурс, который помогает вовлечь учащихся в учебный процесс. Дети могут воочию видеть изучаемый предмет, оценить его особенности не просто в теории, а наглядно.
- Художественные и документальные фильмы. Существует большое количество контента, благодаря которому можно наглядно и во всех процессах продемонстрировать зарождение новой жизни, работу кровеносной, мышечной, пищеварительной и нервной системы. Современные кинопродукты позволят познакомить учащихся с основой биомеханики, зоологии, ботаники, млекопитающими и пресмыкающимися. Педагоги могут показывать как целые фильмы, так и отдельные эпизоды, чтобы привлечь внимание ребенка к биологии.
- Полевая практика. Основы полевой практики в школе представляют собой экскурсии, во время которых дети знакомятся с растениями в естественных условиях. Учебные мероприятия включают в себя изучение материала, гербаризацию, распределение поручений, определение и описание растений. Основная цель – расширение знаний о фауне, формирование у обучающихся природоохранного сознания и любви к живой природе.
- Интерактивное оборудование. Информационно-коммуникационные устройства и оборудование делают процесс обучения информативным, наглядным и увлекательным. Детям нравится принимать непосредственное участие в выращивании растений, проведении познавательно-исследовательской деятельности. Они на практике видят, как протекают различные физиологические процессы, например, как на фауну влияет тепло, свет, вода.
Мы рассмотрели, как можно провести урок биологии интересно. Наиболее популярна методика преподавания в игровой форме с использованием цифровых лабораторий и развивающих методических интерактивных комплексов. Среди них можно отметить «Чудо-грядку», биолабораторию «ANRO EXPERT» и многое другое.
Современные технологии обучения биологии имеют весомые преимущества, открывают безграничные возможности перед преподавателем, создают благоприятную атмосферу, увлекают учащихся. Теория, подкрепленная практическими знаниями и опытом, стимулирует познавательную деятельность, закрепляет знания, обогащает внутренний мир ребенка.