Министерство образования РФ требует внедрения и реализации программы обучения в согласии с утвержденной программой ФГОС. В связи с этим преподавательскому составу необходимо стремиться создавать наиболее приемлемые условия для эффективного развития детей с ОВЗ. Самым результативным методом реализации правительственных программ в плане коррекции эмоционального состояния является арт-терапия.
Арт-терапия — это одно из ведущих междисциплинарных направлений, нацеленных на разрешение проблем социальной дезадаптации ребенка. Основная задача заключается в воздействии на психоэмоциональное состояние различными средствами искусства. Использование данного вида терапии позволяет успешно разрешить множество проблем, поставленных перед современными педагогами-психологами.
Какая польза от занятий по арт-терапии?
- Содействуют формированию личности ребенка. Арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности;
- Помогают справиться с негативными эмоциями. Коррекционные занятия позволяют дошкольникам выразить свои негативные эмоции и тем самым освободиться от агрессии, обиды и гнева;
- Способствуют достижению эффекта релаксации. После творческих занятий ребенок становится спокойнее и увереннее в себе;
- Позволяют самоактуализироваться. Дети учатся самовыражаться, приобретают навыки, которые в последующем позволят им чувствовать себя полноценными членами общества.
Интегрирование коррекционно-развивающих занятий, включающих музыкотерапию, фототерапию и библиотерапию, способствует наиболее продуктивному выражению эмоций у детей. Ведь в своем творчестве дети не задумываясь занимаются рисованием и воспроизводят то, что ощущают. Многие психологи по арт-терапии отмечают, что использование данных методов позволяет создать самые комфортные условия для обучения.
Ребенок посредством предметов искусства учится выражать собственные чувства, а продукты творчества выступают в качестве вспомогательных инструментов для анализа имеющихся переживаний. По словам экспертов, использование арт-терапии способствует снятию напряжения и стабилизации эмоционального состояния.
Как организовать курсы арт-терапии?
1) Подготовка рабочего пространства. Ребенка ничего не должно стеснять. Простор, безопасность и удобство — это основные критерии обучения арт-терапией. Дети должны ощущать свободу и легкость, обстановка должна содействовать творческой раскрепощенности.
2) Запас необходимого материала. Требуется в достаточном количестве иметь карандаши, кисти, краски, бумагу, воду, картон, крупы, песок, дощечки. Многое будет зависеть непосредственно от темы и задания.
3) Выбор подходящей темы. Для терапевтического эффекта можно затронуть такие темы, как «Мне нравится», «Моя семья», «Дотронься до …» или же провести упражнение «Волшебные краски», «Свободный танец», «Разговор руками», «Ритм».
При этом на таких занятиях, во-первых, ребенок не должен подвергаться критической оценке, а во-вторых, должна наблюдаться самостоятельность его действий. К каждой работе малыша необходимо отнестись с особым уважением. Даже бессмысленные каракули должны восприниматься как маленький шедевр. Дети очень чувствительные натуры, поэтому преподавателям нужно научиться любить ребенка и его работу.
Прежде чем приступить к арт-терапевтическим занятиям, каждому психологу-педагогу необходимо определиться в следующих направлениях: зачем требуется проводить терапию и какой необходимо достичь результат. При этом важно собрать как можно больше информации о ребенке от преподавателей, родителей, сотрудников социальной службы.
Организация арт-терапии требует тщательной подготовки. Ведущую роль в этом играют специальные инструменты и средства. Передовые разработки и технологии, ориентированные на современных детей, помогают добиться необходимых результатов с минимальными усилиями. Сегодня можно встретить множество детских игровых комплексов, которые позволяют решить сразу несколько задач, поставленных перед педагогом. Одним из таких устройств являются современные модели игровых устройств.
Преимущества детского комплекса «Творческая мастерская»
На базе детского комплекса «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи можно организовать свой кабинет арт-терапии для работы с детьми в возрасте от 3-х до 8-ми лет.
- Любой возраст. Прогрессивное оборудование подойдет для детей любых возрастов детского сада и начальной школы, может использоваться во всех образовательных учреждениях;
- Различные сферы искусства и творчества. Игровой комплекс можно использовать для создания образов при помощи воды, песка, а также для проведения своего театра теней;
- Универсальное использование. Оборудование может быть дополнительно оснащено разнообразными комплектующими для проведения всевозможных игр и занятий.
Для организации класса арт-терапии на базе комплекса «Творческая мастерская» вам понадобится лишь найти подходящее помещение, где можно было бы разместить несколько таких интерактивных устройств. В комплект уже входит песок, углубление для рисования водой, кисть, специальное место для организации театра теней и многое другое в зависимости от комплектации модели.
Практика арт-терапии показала, что процедура имеет положительное арт-терапевтическое обоснование. Свободная игра с применением игровых комплексов позволяет создать наилучшие условия для невербального проявления осознаваемых эмоций, что в последствии содействует стабилизации внутрипсихического состояния.
Занятия по арт-терапии должны стать важной составляющей учебного курса дошкольного образовательного учреждения не только из-за внедрения программы ФГОС, но и в целях наиболее полноценного развития детей, имеющих различные патологии. Продуманное проведение занятий на базе современных комплексов позволит современным педагогам-психологам выйти на совершенно иной уровень обучения детей.