Обучение в начальной школе подразумевает получение знаний, активное взаимодействие с окружающими, изменение социального статуса. В соответствии с действующими стандартами ребенок должен получить равные возможности для получения качественного образования в силу имеющихся способностей. Учебные мероприятия должны быть направлены на овладение школьниками базовых компетенций, которые формируют основу умения учиться и достигать поставленных целей.
Представители педагогического состава должны надлежащим образом организовать учебно-воспитательный процесс. Обучающая программа должна быть построена с учетом возможностей каждого ребенка. Педагог должен сформировать оптимальные условия для успешной коррекции различных речевых нарушений и психологических проблем. Необходимо выявить причины и преодолеть барьеры, которые являются следствием различных коммуникативных нарушений. Грамотная организация работы логопеда в школе подразумевает под собой адаптацию образовательной программы под потребности учащихся конкретной возрастной категории и имеющихся нарушений в развитии.
Требования ФГОС в отношении организации занятий логопеда
- Изучение и применение действующих нормативных положений в сфере учебной деятельности.
- Правильная организация мероприятий по укреплению здоровья и развития учащихся.
- Овладение информационными технологиями для реализации поставленных задач.
- Комплексный анализ профессиональной деятельности с последующим внесением необходимых корректировок.
В соответствии с последними правовыми изменениями на учителя-логопеда возлагается задача помочь учащимся научиться общаться с целью усвоения знаний и умений. Сегодня особое внимание уделяется приобретению коммуникативных навыков, которые необходимы для продуктивной работы со сверстниками, педагогами, друзьями и близкими людьми.
Организация работы логопеда: основные задачи
- Профилактика всевозможных речевых дефектов.
- Регулярный мониторинг детей, имеющих различные патологии.
- Использование инновационных инструментов для коррекции речевых нарушений.
- Помощь в формировании нравственных правил и установок.
- Профессиональная помощь в развитии невербальных психических функций.
- Формирование условий для наиболее эффективного обучения грамоте, звуковому анализу слов.
- Своевременная поддержка в преодолении трудностей, связанных с освоением общеобразовательных программ.
Организация работы логопеда на школьном логопункте включает в себя также проведение соответствующих мероприятий для педагогов и родителей с целью разъяснения специальных знаний по логопедии. Логопедическая работа подразумевает комплексный подход с участием всего педагогического состава, в том числе и родителей. Решающую роль в этом играет взаимодействием между всеми участниками учебного процесса. Это требуется для эффективного решения значимых жизненных задач.
Организация деятельности логопеда: должностные обязанности
Профессиональная деятельность специалиста зависит от условий конкретной организации и учебного заведения. Основные положения обычно прописаны в Уставе школы, локальной документации местных органов власти и действующих ФЗ, утвержденных Министерством образования. Среди самых важных должностных обязанностей можно выделить следующие:
- Профессиональное оказание логопедической помощи школьникам с использованием передовых методик.
- Регулярное освоение новых техник для эффективной коррекции возможных нарушений, повышение квалификации.
- Объяснительная работа с родителями для правильного отношения к возможным коммуникативным трудностям и барьерам и контроля выполнения логопедических заданий.
- Сохранять полную конфиденциальность. Не распространять информацию об ученике, которая может причинить вред ему или его семье.
Для осуществления продуктивной деятельности ребенка требуется правильная организация логопедом своего рабочего пространства. Специалист должен следить за состоянием логопункта, мебелью, оборудованием. Производить своевременную закупку материалов, обновлять оборудование, идти в ногу со временем и инновационными технологиями.
Правовые положения об организации работы логопеда
Правильное осуществление коррекционно-логопедических мероприятий основано на соответствующей локально-нормативной документации. Базовые положения содержат следующие важные требования:
- Учебная нагрузка. Она должна быть не более 20 часов в неделю. В противном случае будут нарушены права учащихся.
- Субъект образовательного процесса. Дети, у которых диагностированы фонетико-фонематические проблемы или патологии, связанные с нарушением речи, чтения и письма.
- Наполняемость логопункта. Максимальное количество учащихся не может превышать 25.
- Продолжительность занятий. В среднем должно составлять не более 40 минут. Обычно их назначают во внеурочное время.
- Отпуск. Учитель-логопед в образовательной организации имеет право на 56 дней отпуска. Кроме того, может быть предусмотрен дополнительный отпуск в случае необходимости.
- Зачисление на логопункты. Со школьниками проводится занятие только после соответствующего обследования, которое по регламенту проводится в начале осени или в конце весны. Обычно это в начале сентября или в конце мая.
Предписания Министерства образования содержат и другие положения, которые касаются, в частности, оснащения кабинета логопеда материально-техническими средствами и особенностей методики обучения. В случае необходимости специалистом организуются индивидуальные занятия с ребенком для решения конкретных задач в области фонематического развития.
В процессе коррекционных мероприятий специалист должен подчеркивать индивидуальность ребенка, способствовать развитию чувства самоуважения и достоинства. Важной особенностью нового педагогического подхода в согласии с действующими стандартами является помощь ребенку в том, чтобы он сам захотел измениться, а не предлагать ему готовую модель поведения.
Организация работы логопеда в условиях ФГОС: основные направления
Диагностическое. Мониторинг индивидуальных особенностей речевого развития, выявление детей с интеллектуальной недостаточностью, качественный анализ структуры дефекта. По мнению практикующих специалистов очень важным при обследовании речевых способностей является момент визуализации предъявляемых требований.
Коррекционно-развивающее. Соответствующий комплекс по коррекции звукового произношения, лексической стороны речи, грамматического строя, формирование монологических основ коммуникативных навыков, расширение понятий об окружающей действительности. Коррекционные занятия включают в себя использование инновационных технологий, в частности интерактивных устройств для логопедов, которые позволяют наилучшим образом провести обучение.
Консультативное. Консультационная поддержка, которая подразумевает непрерывное сопровождение детей с умственной отсталостью. Правильная организация работы логопеда включает в себя взаимодействие с родителями, а также информирование законных представителей о динамике устранения возможных нарушений.
Важной составляющей успешного осуществления педагогической деятельности является формирование целостной системы, которая требуется для создания оптимальных условий для учащихся.
Особенности организации работы учителя-логопеда: профессиональное оборудование
На основании действующих стандартов и положений учитель-логопед должен организовать рабочее пространство, приобрести необходимую мебель и оборудование для систематизации процесса обучения. В педагогической работе все чаще сегодня используют мультимедийные образовательные комплексы MAG-02, MAG-03 и интерактивное оборудование, которое позволяет грамотно выстроить учебный процесс в рамках действующих стандартов, правил и локальных положений.
Правильная организация работы школьного логопеда является базовым условием для наиболее эффективного устранения и минимизации сложностей, связанных с усвоением академической составляющей обучающей программы.