Выраженное ухудшение работы слухового анализатора приводит к трудностям при воспроизведении собственной и восприятии чужой речи. У слабослышащих дошкольников могут наблюдаться всевозможные речевые отклонения: дислексия, заикание, ранняя детская афазия, оптическая дисграфия, а также плохо формируется экспрессивная речь. Ограниченное восприятие звуковых частот нередко приводит к ухудшению дифференциации звуков. Ребенку становится сложно различать звуки, которые он слышит в окружающем мире.
Из-за неполноценной работы слуховой системы звукопроизношение может протекать с различными сложностями, например, с невозможностью определения тех или иных звуков и другими затруднениями при общении. У детей с плохим слухом при общении нередко наблюдается искажение звуковой структуры слов. Логопедическая работа со слабослышащими содействует целостному, комплексному и всестороннему развитию ребенка. Она помогает уже на ранней стадии устранить возможные дефекты. Индивидуальные занятия позволяют выявить проблему и найти правильную коррекционно-развивающую методику для ребенка.
Этапы работы логопеда со слабослышащими детьми
Диагностический. Педагог-логопед анализирует уровень умственного, речевого и моторного формирования личности ребенка, выявляет причины и степень нарушения слуха.
Коррекционно-развивающий. Учебно-познавательная деятельность построена на базе специализированной программы для слабослышащих детей. Включает в себя использование различных современных интерактивных технологий, которые содействуют повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Аналитический. Данный этап направлен на изучение эффективности коррекционного воздействия на детей, имеющих различные отклонения.
Консультативно-просветительский. Педагог-логопед оказывает помощь родителям и иным законным представителям в обучении и воспитании ребенка с дефектом речи.
Организационно-методический. Данная работа включает в себя составление документации, внесение корректировок в программу, разработку индивидуальной и групповой работы с детьми.
При знакомстве плохо слышащего ребенка с новыми словами необходимо обеспечить их полноценное восприятие. Педагог должен максимально громко и отчетливо произнести новое слово, при этом дополнительно продемонстрировать его, предварительно написав на доске или табло.
Специфика работы с плохо слышащими и неслышащими дошкольниками
- Лексико-семантический блок. Педагог-логопед, используя различные методики, старается максимально раскрыть значение малоизвестных слов и расширить значение уже известных. В большинстве случаев используются различные наглядные предметы, макеты и изображения;
- Синтаксический блок. Для того чтобы ребенок имел хорошие коммуникативные навыки необходимо чтобы он умел слышать и понимать диалогическую речь. При этом ему требуется учиться запоминать содержание разговора. В целях реализации поставленной задачи логопед при нарушении слуха ребенка может побуждать его повторять различные высказывания. Также специалист может привести различные ситуации, чтобы ребенок в свободной, непроизвольной форме мог высказаться;
- Описательно-повествовательный блок. Это необходимо чтобы ребенок с речевой патологией смог овладеть грамматическими формами, чтением, письмом. В этом случае используются интерактивные устройства, благодаря которым дети могут самостоятельно или в маленькой группе составлять предложения, вопросы к опорным словам, фразам, рисункам, картинкам.
Современные интерактивные комплексы и столы для логопеда способствуют повышению мотивационной способности ребенка к занятиям. Игровая интерактивная форма подачи учебной программы привлекает внимание и содействует наиболее эффективному обучению.
Интерактивный комплекс MAG предназначен для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми. Современное устройство имеет все необходимое для индивидуализации и повышения эффективности коррекционного образовательного процесса. Специализированное программное обеспечение содержит различные по сложности и объему варианты заданий.
Внедрение инновационных технологий наряду с традиционными методиками позволяет создать наилучшие психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации у детей с нарушением слуха.