Актуальность логопедии растет с каждым годом. В последнее время фиксируется большое количество нарушений речи у детей и подростков. Эффективнее всего работать с неправильным звукопроизношением в дошкольном возрасте. Своевременная помощь специалиста позволяет устранить недостатки речи, что положительно скажется на формировании личности в современном обществе. Однако многие родители считают, что можно обойтись и без логопеда, что в действительности является заблуждением.
Первое предложение, первое слово – это важная составляющая полноценного развития каждого малыша. Без этого невозможно положительное формирование эмоциональной сферы и коммуникативных навыков. Решение проблем инклюзивного характера на ранней стадии позволит подготовить ребенка к взрослой жизни. Чистая и грамотная речь просто необходима для того, чтобы стать успешным в какой-либо области. И в некоторых случаях выговаривать буквы без логопеда не представляется возможным. Рассмотрим основные заблуждения и причины, по которым следует обратиться к специалисту.
Вся правда о мифах логопедии
- Логопед – это врач. Это неверное мнение, так как специалиста готовят на факультете дефектологии в педагогических вузах. Его основная задача – это коррекция возможных инклюзивных дефектов. Наилучший результат дает совместная работа логопеда с доктором.
- Рано или поздно ребенок заговорит сам. В действительности существует масса причин для речевых дефектов, от сбоя в работе нервной системы до особенностей строения органов артикуляции. Для установления точного диагноза требуется пройти обследование возможно даже у нескольких специалистов. У ребенка фразовая речь может быть неразвита не по причине его лени или баловства, а из-за нарушений.
- Нет смысла торопиться к логопеду. По мнению некоторых к специалисту нужно обращаться, когда ребенку исполнится 3–4 года. Однако сами логопеды говорят, что уже в год они могут продиагностировать у малыша возможные дефекты. Уже в это время специалист может определить задержки в развитии речи и возможные речевые патологии.
- Формирование речи длится до 5–6 лет, все пройдет само собой. В соответствии с логопедической практикой фразовая речь должна развиться уже к двухлетнему возрасту. Если наблюдаются какие-либо речевые отклонения в раннем возрасте, необходимо незамедлительно отправиться к специалисту. Важно помнить, что речь – это функция мозга, поэтому следует решать вопрос совместно с доктором, например невропатологом, педиатром. Терапией обычно занимается невролог, а коррекционную работу проводит логопед.
- Ребенок наследует речевые особенности своих родителей. Важно отметить, что человек не рождается с речевой способностью. Соответствующие навыки формируются в ходе индивидуального развития. Патологии могут произойти вследствие осложнений в период беременности, при плохом социальном окружении и под действием других факторов.
- Проблемы с речью можно решить самостоятельно. К сожалению, в практике случаются случаи, когда родители стремятся сами найти решение, прочитав пару книг по дефектологии и логопедии. При этом они сталкиваются с проблемами, когда у них все получается совсем не так, как в книге. Связано это с отсутствием логопедической практики. Если и нужно помогать ребенку, то только под руководством специалиста по коррекции речи и звуков.
- Хороший специалист исправит всё. Следует признать, что не все речевые патологии можно исправить. Например, заикание и дизартрия могут быть следствием судорожного состояния мышц речевой системы. В большинстве случаев может потребоваться комплексный подход к решению проблемы, включающий в себя консультацию врача.
Мы рассмотрели с какого возраста занимаются с логопедом и почему следует к нему обратиться. Современные дефектологи используют инновационное коррекционное оборудование, мультимедийные образовательные логопедические столы, которые позволяют выстроить программу с учетом индивидуальных патологических дефектов речи. Интерактивные устройства эффективны для тренировки звукопроизношения, совершенствования фонематического звука, эффективного изучения букв и звуков, формирования навыков логического мышления и памяти.
Если вы не знаете, когда ребенок начинает говорить, проконсультируйтесь с несколькими специалистами, педиатром, логопедом, дефектологом. Благодаря этому вы получите максимально полную картину, сможете принять соответствующее решение об обследовании и решить проблему еще в дошкольном возрасте. Своевременная коррекция речи, слухового и зрительного восприятия обеспечит гармоничное развитие личности и позволит ребенку беспрепятственно войти во взрослую жизнь.