В образовательных учреждениях нередко детям диагностируют детский аутизм, слабоумие и другие виды врожденных патологий. С целью оказания профессиональной помощи логопед-дефектолог проводит занятия с ребятами, которым трудно осваивать учебный материал, приобретать требуемые навыки и умения. Дефектологическое сопровождение предназначено для детей, у которых наблюдается задержка психического и умственного развития и любые дефекты речи.
Специалист не занимается лечением всевозможных патологических явлений. Его первостепенная задача заключается в компенсации и корректировке дефектов. Профессиональная деятельность дефектолога в согласии с ФГОС состоит из целого комплекса мер, которые помогают решить речевую или иную проблему. Он проводит диагностику, собирает сведения, интересуется у матери тем, как проходила беременность и роды. На основе полученных данных подбирает оптимальные методики, в некоторых случаях направляет к узкопрофильным врачам – психотерапевту, отоларингологу, ортодонту, неврологу.
Задачи дефектолога
- Совершенствование психомоторики и сенсорных процессов. В случае недоразвития мелкой моторики у ребенка может отсутствовать связная речь;
- Формирование игровых навыков. Это необходимо для того, чтобы игровые способности соответствовали возрастным нормам;
- Помощь в умственном развитии. Включает в себя расширение кругозора, знакомство с окружающей действительностью, обучение навыкам письма и речи;
- Формирование элементарных математических знаний. Учитель-дефектолог помогает приобрести представление о количественных, пространственных и временных особенностях различных предметов;
- Обучение гигиеническим навыкам и умениям.
Основным направлением работы учителя-дефектолога является выявление причин возникших трудностей на ранней стадии и подбор мягкой коррекционной методики. Специалист помогает совершенствовать познавательные процессы, память и мыслительную деятельность. Он не обучает детей основам математики, русского языка или литературы.
В широком смысле педагог-дефектолог занимается проблемами социализации, обучения и воспитания детей с различными патологическими явлениями. Его помощь может потребоваться, когда диагностирован ранний детский аутизм, церебральный паралич, умственная отсталость и другие заболевания. Данный специалист трудится в общеобразовательных учреждениях, медицинских и реабилитационных центрах.
Большинство людей не до конца понимают в чем разница между логопедом и дефектологом. Нередко родители или опекуны не знают, к кому направить своего ребенка, и кто действительно может помочь в улучшении дикции, произношении звуков, совершенствовании ритма и громкости речи, а также устранении заикания и преодолении всевозможных психологических блоков общения.
Чем отличается логопед от дефектолога?
- Категория ребенка. Педагог-дефектолог оказывает помощь тем учащимся, у которых диагностированы психические или физические аномалии. А вот учитель-логопед ведет работу со здоровыми развитыми ребятами, которые могут иметь незначительные проблемы со звукопроизношением и дикцией;
- Коррекционная методика. Дефектолог-сурдопедагог, дефектолог-тифлопедагог и дефектолог-олигофренопедагог стремятся восстановить пробелы в знаниях, применяют различные коррекционные методики. Логопед же помогает совершенствовать работоспособность речевого аппарата;
- Возраст ребенка. Дефектолог может работать с маленькими детьми начиная с 1 года. А вот к логопеду направляют в основном детей с трехлетнего возраста. Из этого можно сделать вывод, что педагог-дефектолог более широкопрофильный специалист, который может работать как с маленькими детьми, так и с более взрослыми.
Итак, основное их отличие заключается в том, что дефектологическое сопровождение включает в себя помощь детям, которые страдают от врожденных аномалий. Логопедическая же помощь заключается в исправлении звукопроизношения, коррекции дикции и всегда подразумевает работу со здоровыми детьми.
Оборудование для кабинета дефектолога
Важное значение в образовательно-коррекционной сфере играет помещение, используемое оборудование и устройства. С их помощью будет легче реализовывать задачи, поставленные перед специалистом. Надлежащее оформление кабинета учителя-дефектолога требуется для создания уютной и психологически комфортной атмосферы.
Современные интерактивные устройства позволяют с легкостью вовлечь представителя нового поколения в процесс обучения. Интерактивные комплексы с коррекционно-логопедической направленностью открывают большие возможности для реализации задач дефектолога. Профессиональные программы позволяют расширить рамки взаимодействия специалиста и ребенка. Активное внедрение компьютерных технологий облегчают труд учителя-дефектолога и позволяют добиться требуемых результатов в работе с детьми.