Задача логопеда в сфере образования состоит в том, чтобы научить детей правильно проговаривать различные слова и грамотно говорить на родном языке. Создание привлекательной и комфортной обстановки является важным условием для поддержания у ребенка интереса к обучению. Внедрение интерактивных логопедических развивающих комплексов помогает проводить занятий в увлекательной игровой форме, что позволяет достичь наиболее действенного результата.
Информационные технологии в современном мире развиваются стремительными темпами. Повсеместная компьютеризация открывает большие возможности для максимально эффективной и продуктивной коррекционно-развивающей работы с детьми. Многофункциональные сенсорные логопедические комплексы помогают сделать процесс обучения ярким, динамичным и увлекательным. Современные средства ИКТ позволяют предотвратить утомляемость детей с различными видами речевой патологии.
В согласии с требованиями ФГОС и рекомендательными письмами Министерства образования, учебные кабинеты должны быть оснащены соответствующим оборудованием, в частности информационными коммуникационными устройствами. Педагоги ДОУ в целях повышения компетентности и совершенствования своей деятельности обязаны использовать средства ИКТ для формирования интеллектуальных и творческих навыков у детей и развития речи в детском саду.
Основные направления коррекционной работы с использованием ИКТ
- Внедрение специальных программ для коррекции звукопроизношения у детей;
- Использование интерактивных устройств для формирования речи и лексико-грамматического строя;
- Разработка специальных заданий с использованием компьютерных средств для улучшения динамики темпо-ритмического формирования речи у дошкольников;
- Использование специализированных программ для развития артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательная педагогическая практика с использованием прогрессивных информационных технологий помогает создать надлежащую мотивационную базу для детей и обеспечивает психологический комфорт за счет проведения занятий в игровой форме. Создание непринужденной атмосферы – это важное условие для положительной динамики лечения детей с различными видами речевой патологии.
Ведущие принципы внедрения ИКТ в логопедической практике
- Последовательность и системность. Во всем должен наблюдаться переход от простого к сложному;
- Дифференцированность. Необходимо разграничение зон на соответствующие блоки, например звукопроизношение, артикуляционная моторика, фонематический анализ и т.д;
- Индивидуальность. Работа педагога-логопеда с использованием информационных технологий должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка;
- Доступность. Обучение должно проходить в игровой развлекательной форме, у детей не должна наблюдаться утомляемость;
- Интерактивность. Использовать традиционные и нетрадиционные методики с применением интерактивных комплексов с коррекционно-логопедической направленностью;
- Объективная оценка результатов. Педагогам необходимо понимать, что у детей с речевыми патологиями при одинаково затраченных усилиях результаты могут быть разными. Поэтому не следует сравнивать успехи дошкольников, нужно рассматривать личность каждого ребенка в целом с учетом имеющихся отклонений и его личных возможностей.
Преодоление системно-речевого недостатка в большинстве случаев сопряжено с длительной и сложной динамикой коррекции. Интеграция ИКТ в коррекционную работу логопеда помогает в разы повысить эффективность обучающего процесса и значительно ускорить процесс подготовки дошкольников к грамоте и письменной речи.
Преимущества многофункциональных интерактивных комплексов
- Оснащены специальными игровыми программами. Они предназначены как для индивидуальной, так и для групповой логопедической практики;
- Помогают сделать процесс обучения ярким, наглядным и захватывающим. Уникальные средства ИКТ значительно расширяют вариативность, привлекая внимание малышей;
- Предотвращают утомляемость детей с различными видами речевых патологий. Занятия в игровой форме с использованием многофункционального оборудования увеличивают познавательную активность и обеспечивают превосходный результат;
- Повышение качества педагогического обучения в ДОУ. Использование интерактивных устройств «Ромашка» и «Избушка» от ANROtech позволяет повысить эффективность коррекционного обучения и помогает улучшить качество обучающей программы для дошкольников с речевыми отклонениями.
Интеграция прогрессивных информационных технологий является залогом успешной логопедической практики. Комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик помогает повысить статус образовательной организации.