В последнее время происходит совершенствование образовательных процессов. Наряду с традиционными методиками обучения внедряются инновационные с использованием различных интерактивных устройств и оборудования. Усовершенствованные механики и уникальные системы делают учебу детей более эффективной и прогрессивной. Среди самых известных нововведений можно выделить планирование урока с использованием технологии eduScrum.
Ключевой особенностью методики Scrum является то, что работа построена через автономию и совместную цель, отсутствует принуждение и поощрение. Уникальная педагогическая технология сегодня достаточно широко используется для организации процесса обучения в школах, образовательных центрах и специализированных учреждениях. Методика eduScrum основана на теории эмпирического управления. Соответствующие знания приобретаются в ходе опыта и принятых решений, которые направлены на достижение целей. Задача руководителя заключается в распределении ролей и обозначении задач. В процессе достижения цели задачи могут быть скорректированы. Перед педагогом открываются возможности для распределения нагрузки между всеми членами команды.
Организация технологии eduScrum в школе
Уникальная методика обучения открывает свободу действий для учащихся. Это можно объяснить на следующем примере, взятом из водного вида спорта. Тренер ставит задачу команде доплыть до другого берега, и пловцы сами решают, как они будут это делать, плыть кролем, брассом или же использовать лодку или плот. Таким же образом происходит обучение, педагог ставит задачу, а дети стараются ее решить, принимая активное совместное участие.
В процессе обучения ученики изучают то, что сказал им учитель и выполняют задание. Если один из участников пропустил одно или несколько занятий другие ему объясняют, чтобы команда смогла выполнить проект. Благодаря этому дети учатся перераспределять обязанности, договариваться, работать в команде. Формирование soft skills позволяет детям приобрести коммуникативные навыки, что необходимо в будущем при работе над серьезными и более сложными проектами.
Три ключевых момента eduScrum
- Распределение ролей. Основная задача состоит в том, чтобы распределить ответственность в команде с учетом знаний и опыта каждого из участников. Обычно этим занимается учитель, однако по мере роста опыта педагог может доверить это задание лидеру группы или так называемому капитану.
- Составление eduScrum-доски. Необходимо составить таблицу задач, где распределены задачи от меньшей к большей и от простой к сложной. Благодаря этому учащиеся могут отслеживать как происходит реализация крупного проекта, например, что находится в работе, что уже готово, а что требует доработки.
- Назначение мастера. Ответственное лицо следит за выполнением задач и соблюдением сроков. Мастер может вносить необходимые корректировки, регулировать конфликты в команде. Его основная задача – поддерживать рабочий положительный настрой. При этом он не должен вмешиваться в непосредственный учебный процесс.
В ходе совместного творческого процесса учащиеся чувствуют ответственность за собственную работу и весь учебный процесс. Домашние задания больше не даются учителями, ученики сами планируют и распределяют задачи. Это открывает большие возможности для взаимной вовлеченности, мотивирует к достижению поставленных целей.
Конкретный пример реализации Scrum в образовании
Прогрессивная методика обучения актуальна не только на уроках химии и физики, но также на уроках русского языка и литературы. Например, сначала ученики изучают тему в классическом формате, затем создают уникальный учебный проект, к примеру трейлер к какому-либо известному произведению. Для того чтобы создать буктрейлер, необходимо сформировать несколько готовых элементов трейлера, все это возможно только если все участники прочитали данное произведение и хорошо с ним знакомы. В ходе занятия они распределяют задачи, например, двое или трое могут писать сценарий, остальные производить съемку и заниматься монтажом. Благодаря этому происходит эффективная переработка пройденного материала.
В соответствии с методологией eduScrum распределение обязанностей может производиться как руководителем обучения, так и самими учащимися. Если педагог видит, что одна группа учеников хорошо пишет, правильно излагает мысли, им могут поручить написать сценарий. У других же могут быть хорошо развиты инженерные навыки, они умеют обращаться с техникой, знают все тонкости и нюансы, поэтому им педагог может поручить съемку и монтаж. Правильное распределение обязанностей – залог успешного выполнения поставленной задачи.
Преимущества eduScrum
- Самостоятельное решение задач. В процессе реализации проекта педагог дает возможность ученикам самостоятельно планировать свои шаги и принимать решения.
- Формирование коммуникативных навыков. Участники проекта учатся работать в команде, разрешать конфликты, препятствия в работе.
- Практический опыт. Благодаря реализации проекта дети приобретают дополнительный практический опыт, пройденный материал лучше усваивается.
- Активное вовлечение в образовательный процесс. Уникальная методика помогает вовлечь детей в обучение. Например, для создания трейлера необходимо самому все прочитать и изучить весь материал.
- Комфортная атмосфера. В сравнении с классическим обучением отсутствует принуждение и поощрение. Сам процесс получения знаний не угнетает, не оказывает отрицательного влияния на психику ребенка.
В настоящее время во многих крупных городах довольно часто используется данная инновационная методика обучения. По мнению педагогов она дает хорошие результаты. Учащиеся получают большую свободу действий, что позволяет им получать качественные знания, не жертвуя психологическим комфортом.