Наряду с наукой и высокими технологиями ведущей сферой инновационной экономики является креативная индустрия, которая базируется на интеллектуальном капитале и творчестве. К креативным направлениям относятся усовершенствованные компьютерные технологии, музыка, изобразительное искусство, дизайн, мода, архитектура. По мнению зарубежных ученых науку и искусство необходимо изучать в тандеме. В противном случае это будет мешать навыкам креативности и разносторонности.
На сегодняшний день STEM-образование становится приоритетным направлением в странах, где большое внимание уделяют высокотехнологичному производству и инновационным технологиям. Государственный сектор и специализированные IT-компании испытывают острую нехватку в научно-инженерных кадрах с креативным нестандартным мышлением. Новая методика уже пожинает положительные плоды в западных странах в виде реализации крупных проектов в сфере IT-технологий. Массовая цифровизация и роботизация побуждает многие страны пересматривать методику обучения, чтобы идти в ногу со временем.
Что такое STEAM-образование?
Современные методики стимулируют инновационную деятельность, помогают задействовать творческие возможности и открывают двери для реализации важных стратегических проектов. Способствует развитию инженерного мышления, творческого подхода и понимания основ проектирования.
STEAM расшифровывается как S – science (естественные науки), T – technology (технология), E – engineering (инженерное искусство), A – arts (творчество), M – mathematics (математика). Получается, происходит освоение дисциплин с привязкой к опыту реального мира. Комплексный подход, когда технические дисциплины сочетаются с творчеством, помогает пробудить у учащихся интерес к обучению. Благодаря уникальной методике учащиеся видят, что стоит за сухими цифрами, формулами и различными теориями. Это способствует формированию критического мышления.
Методика STEAM-образования отличается от STEM тем, что включает в себя подкрепление технических дисциплин гуманитарными. То есть представляет собой более полноценное самодостаточное явление, включающее в себя art-дисциплины. Все это делает образовательный процесс более разнообразным, насыщенным, способствует наилучшему творческому восприятию и освоению навыков художественно-технического проектирования. На практике учащиеся находят различные альтернативные варианты решения поставленных задач. Комплексный подход формирует поколение креативных мыслителей, адаптированных к условиям нашей современности.
Внедрение инновационных методик обучения в других странах
В зарубежных странах, в частности в США, комплексный подход используется начиная с дошкольного образования. Как правило, он финансируется со стороны государства и специализированных компаний, которые заинтересованы в интеграции уникальных IT-продуктов. В некоторых странах STEAM-образованию уделяет внимание не только в дошкольном образовании, но также в среднем и высшем.
Самыми активными странами, продвигающими комплексный подход, являются:
- США;
- Германия;
- Финляндия;
- Великобритания;
- Турция.
В этих странах имеется мощная государственная поддержка, благодаря чему удается реализовать уникальные учебные программы, построенные на креативности и инновационных технологиях.
Зачем нужно STEAM-образование?
- Формирует интерес к техническим дисциплинам;
- Открывает большие возможности для реализации инновационных проектов;
- Позволяет применять научно-технические знания в реальной жизни;
- Способствует формированию мотивации к техническому творчеству;
- Содействует ранней профессиональной ориентации на этапе взросления.
Стремительное развитие технологий вынуждает многие страны использовать более прогрессивные методики обучения, которые основаны на многоуровневых связях между различными аспектами жизни. Комплексный подход позволяет раскрыть потенциал и содействует наилучшей мотивации.