Хорошо развитые коммуникативные навыки – это фундаментальная составляющая гармоничного и полноценного формирования личности. Совершенствование речевых способностей в дошкольном возрасте является показателем успешного развития личности ребенка. В целях наиболее эффективного формирования соответствующих навыков используется традиционная и инновационная методика. Последнее подразумевает интеграцию интерактивных устройств, которые позволяют в игровой форме обогащать словарный запас, развивать речевую активность.
Согласно утвержденным государственным положениям, современная педагогическая деятельность в ДОУ должна включать в себя как традиционные методики, так и инновационные технологии по развитию речи. Педагогам и психологам помимо проведения артикуляционной, релаксационной, пальчиковой гимнастики и соответствующих упражнений следует организовывать специализированные игры с использованием средств ИКТ. В игровом формате ребенок сможет знакомиться с незнакомыми для него словесными формами речи и приобретать соответствующие навыки. В дальнейшем это позволит ему контактировать со сверстниками, уметь вести диалог с воспитателем, слушать, понимать, задавать вопросы.
Цели внедрения инновационных технологий и развивающих игр
- Формирование навыков общения, монолога и диалога.
- Освоение новой лексики.
- Стабилизация темпа и ритма речи.
- Улучшение элементов звукопроизношения.
- Разработка правильного физиологического дыхания.
Интерактивные средства и специализированное оборудование позволяют в непринужденной форме развить познавательную активность и любознательность. У ребенка формируются необходимые навыки для правильного общения со сверстниками, педагогами, родителями. Современный подход к воспитанию помогает преодолеть различные речевые проблемы, содействует гармонизации психического здоровья.
Базовые условия развития речевой активности
Формирование коммуникативных навыков напрямую связано с обустройством предметно-развивающей среды. Правильное размещение мебели и оборудования обеспечивает комфортную среду. Важно позаботиться о том, чтобы было дополнительное место для игр и подвижной деятельности. Малыши познают мир через органы чувств, поэтому необходимо создать такую атмосферу, которая бы содействовала речевому, игровому и сенсорному развитию.
Основные методики развития речи детей дошкольного возраста
- Развивающее обучение. Всевозможные коррекционные занятия с использованием мультимедийных интерактивных логопедических комплексов. Правильно построенные занятия содействуют расширению лексического запаса, выработке четких координационных движений во взаимосвязи с речью. Особенно можно отметить мультимедийный образовательный логопедический стол MAG-02, который позволит сформировать коммуникативные, регулятивные и познавательные навыки. Современное устройство незаменимо для педагогов, психологов, логопедов и дефектологов.
- Проблемно-игровая методика. Педагогическая программа нацелена на разрешение психологических и речевых проблем путем организации подходящих для малыша игр. Программный курс способствует освоению разнообразных умений от художественно-изобразительных до коммуникативных и игровых. Здесь можно отметить мультимедийный образовательный интерактивный логопедический комплекс MAG-03. Коррекционное оборудование позволяет организовать программу коррекции речи, звукопроизношения, неречевого слуха. Использование средств ИКТ улучшает зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.
- Технология проектирования. Одним из эффективных средств развития речевой активности является проектная деятельность, где дошкольники самостоятельно что-то создают или проектируют. Главное, чтобы проектная деятельность основывалась исключительно на интересах детей, их предпочтениях и пожеланиях. В игровом формате дети совместно учатся искать необходимую информацию о каком-либо предмете, не боятся решать нестандартные задачи. Взаимодействие в команде способствует улучшению коммуникации, помогает преодолевать логопедические проблемы.
- Проведение презентаций. В ходе выполнения мультимедийной презентации у детей формируется система мысли образов, развивается логическое мышление, улучшается слуховая, зрительная, ассоциативная память. Цифровой образовательный интерактивный стол MAG-edu базис позволит педагогу составить задание в увлекательной игровой форме, что поможет детям улучшить словарный запас, сформировать у них правильное произношение звуков, обучить их чтению.
Среди развивающих игр, содействующих активизации процесса речевой активности, можно выделить драматизацию, инсценировки, имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений и коротких рассказов. Эффективным считается просматривание картинок, слайдов, видеоматериалов.
Игры с природными материалами и формирование здорового образа жизни у детей также содействуют познавательной активности и эффективности образовательного процесса. Совершенствование коммуникативных навыков дает возможность сформировать фонетическую, грамматическую речь и правильную устную речь. Внедрение интерактивных технологий демонстрирует высокую результативность, помогает воспитать грамотное и всесторонне развитое поколение.