В современной педагогической практике проектные мероприятия становятся важными составляющими образовательного процесса. Они позволяют наилучшим образом развить интеллектуальные и творческие способности детей, в непринужденной форме вовлечь их в образовательный процесс. По мнению педагогов и психологов практическая реализация содействует совершенствованию аналитических способностей, формирует критическое мышление, помогает освоить логические способы решения поставленных задач.
В согласии с государственными образовательными стандартами учебный процесс должен содействовать всестороннему развитию дошкольников. В частности, в соответствующих положениях указывается, что должны использоваться разнообразные методики и формы обучающего процесса, которые включают в себя не только письменные практические занятия, но и проекты. Поэтапное планирование позволяет учащимся оценивать результаты своей деятельности, ставить конкретные цели и находить способы их достижения.
Что включает в себя проектная и учебно-исследовательская деятельность ФГОС
Проектная методика обучения включает в себя создание прототипа, прообраза, проекта. Учащиеся подбирают соответствующие методики для достижения требуемого результата и решения поставленных задач. Чаще всего она проводится коллективно, подразумевает совместное участие всей команды. Проектная деятельность обучающихся позволяет оценивать результаты собственного труда, мотивирует, создает лучшие условия для построения учебного процесса.
Исследовательская деятельность подразумевает изучение, освоение чего-то нового неизведанного. Ключевой особенностью является исследование заранее неизвестных предметов и явлений. Представленная методика имеет конкретную практическую ценность, включает в себя планирование, изучение и оформление результатов. Это содействует интеллектуальному, личностному развитию, росту компетенции. Дети учатся экспериментировать с различными веществами, предметами, материалами.
Формирование компетенций обучающихся в проектной деятельности
- Приобретение навыков критического мышления. Ребенок учится сотрудничать с другими людьми, правильно относиться к критике, рекомендациям.
- Овладение коммуникативными навыками. В процессе научного поиска, планирования, моделирования и решения практических задач учащиеся обучаются слушать и слышать собеседника, правильно реагировать на высказывания.
- Умение самостоятельно планировать деятельность. Дети учатся сами ставить задачи, планировать свою работу, выстраивать каждый этап, чтобы достичь нужного результата.
- Развитие информационной культуры. Внедрение средств ИКТ позволит детям лучше освоить компьютерные и иные технологии.
- Умение выступать перед публикой. Ребенок получает навык защищать собственные убеждения, производить оценку сильных и слабых сторон своей личности, приобретает ораторские навыки.
Различные формы организации учебно-исследовательской деятельности помогают учащимся хорошо освоить базовые принципы научной деятельности, элементы математического анализа, моделирования, исследования, планирования. Психологи отмечают, что это способствует формированию позитивной самооценки, самоуважения, благодаря этому у детей формируется настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Практическая реализация поставленной задачи помогает вовлечься в процесс обучения, создает наилучшие условия для развития личности и ее самореализации.
Виды индивидуальных проектов в соответствии с ФГОС
- Творческие. Создание видеороликов, сценарий к праздничному или торжественному мероприятию. При этом участникам предоставляется полная свобода действий.
- Исследовательские. Проведение экспериментов, например с использованием биолаборатории «ANRO expert». Специализированное учебно-исследовательское оборудование на практике помогает приобрести базовые знания об окружающем мире. Оптимальный вариант для проведения наглядных опытов.
- Игровые. Совместное разгадывание кроссвордов и выполнение различных задач. Игровые занятия могут быть связаны с математическим анализом. Это дает возможность научить детей считать и вычислять.
- Практико-ориентированные. Программы с четко продуманной структурой, направленные на получение конкретного результата. Может включать совместную экспедицию или даже разработку проекта закона и многое другое.
Решение задач на стыке нескольких учебных дисциплин позволит непринужденно вовлечь учащихся в процесс обучения. Использование средств ИКТ формирует инновационное поведение личности, эффективное использование информационных ресурсов и прекрасную адаптацию в современном компьютеризированном обществе.