Эффективность любого обучения напрямую зависит от создания благоприятных условий. Задача современного педагога в ДОУ заключается в обустройстве помещения необходимым специализированным оборудованием, игрушками, наглядными пособиями, интерактивными устройствами. Организация предметно-пространственной развивающей среды должна выполняться в согласии с предписаниями законодателя и содействовать вовлеченности в учебный процесс. К ее основным задачам относится формирование коммуникативных, исследовательских и других навыков, необходимых для всестороннего формирования личности.
На основании ФГОС предметно-пространственная среда в ДОУ представляет собой соответствующую организацию пространства для полноценного развития ребенка в дошкольный период. Подразумевает размещение инвентаря и интерактивных комплексов, оснащение спортивно-игровым оборудованием и специализированными системами коррекционной направленности. Обустройство следует выполнять с учетом утвержденной программы и индивидуальных особенностей учащихся. Правильное построение учебного процесса должно содействовать развитию индивидуальности каждого малыша с учетом его интересов, возможностей, потребностей.
Требования ФГОС к предметно-развивающей среде
- Комплексность. Учебную комнату необходимо оснащать не только яркими карточками и картинками, но также сенсорными устройствами и интерактивными комплексами.
- Безопасность. Все используемые материалы и устройства должны обеспечивать безопасность использования. Установленное оборудование должно быть прочным, надежным, устойчивым и не представлять угрозы для жизни и здоровья ребенка.
- Доступность. Важно обеспечить правильное размещение всех элементов и предметов. Каждый ребенок должен иметь беспрепятственный доступ к оборудованию, устройствам и системам для самостоятельной деятельности.
Среди других принципов можно выделить вариативность, многофункциональность и гибкость. Последнее подразумевает корректировку обучающей среды исходя из возрастных особенностей, индивидуальных предпочтений детей и возможных отклонений.
Полноценная образовательная инфраструктура играет важную роль в разностороннем, увлекательном и содержательном формировании личности, к примеру она может включать в себя различные таблицы, инструкции, стенды, интерактивные устройства, которые содержат информацию о ПДД. Освоение базовых принципов позволит дошкольникам быстро ориентироваться в различных ситуациях, иметь соответствующее понимание безопасного поведения на улице. Для эффективного усвоения материала необходима организация игр и упражнений.
Обучение детей ПДД в ДОУ
В соответствии с утвержденными стандартами в обучающий процесс входят:
- Совместные прогулки. Дети гуляют с воспитателем, наблюдают за движением транспорта, учатся различать цвета светофора, легковые и грузовые автомобили, знакомятся с разметкой на дороге, которая обозначает пешеходный переход.
- Игровые занятия. Наиболее эффективной формой усвоения является организация игр с использованием сенсорных устройств, таких как мультимедийный интерактивный комплекс ПДД. Он содержит набор игр и заданий для занятий по ПДД в детском саду. С его помощью педагоги могут проводить тестирования для закрепления материала, что необходимо для приобретения элементарных навыков безопасного движения ко времени поступления в школу.
Организация предметно-пространственной развивающей среды может включать в себя оснащение помещения соответствующими знаками, чтобы дети имели представление о различных указателях и им было легче ориентироваться на дороге. Для этих целей могут использоваться карточки, стенды, картины, сенсорные панели. Педагоги могут организовать ролевые тематические игры, занятия по рисованию. Изучение правил дорожного движения для детей в ДОУ, построенное в игровой форме, поможет наилучшим образом освоить основные принципы и закрепить полученные знания.
Правильно созданная развивающая среда – это базовое условие для благоприятного и полноценного развития дошкольника.