Полноценное формирование личности ребенка напрямую связано с развитием интеллектуальных и речевых навыков, эмоционального интеллекта, логического мышления и мелкой моторики. Последнее представляет собой точность движений, необходимых для осуществления взаимодействия с маленькими предметами. Умение хватать и держать заложено с рождения. С каждым годом малыш совершенствует навыки взаимодействия с различными предметами, в частности с игрушками.
Мелкая моторика представляет собой взаимокоординационную работу костной, нервной, мышечной системы. Правильное развитие мелкой моторики в младшем возрасте влияет на формирование речи, логического мышления, памяти, мозговой деятельности, умственных способностей и координации. Психологи и педиатры отмечают, что несложные упражнения для рук и ног активизируют процессы практически всех участков головного мозга. Это, как следствие, улучшает кровообращение и питание тканей, положительно сказывается на внимании, мышлении, воображении, зрительной и двигательной памяти.
Зачем развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте?
- Положительно сказывается на речи. Моторные центры пальцев в коре головного мозга расположены рядом с моторными центрами речи. Поэтому активная стимуляция работы пальцев рук и ног содействует передаче импульсов в речевую систему, что положительно влияет на речь, играет важную роль в борьбе с речевыми патологиями.
- Полноценное нервно-психическое развитие. По мнению современных исследователей и ученых движения кисти, пальцев рук и ног положительно сказываются на работе центральной нервной системы и головного мозга. Правильно подобранные упражнения эффективны в качестве комплексной терапии у детей с повышенной нервозностью, возбудимостью или же наоборот пассивностью и потерей интереса к окружающему миру.
- Закрепляет навыки самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Формирование соответствующих навыков повышает тонус мышц, малыш приобретает требуемую гибкость и подвижность.
- Формируется готовность к обучению. Психологи и педагоги отмечают, что движения кистью и пальцев развивают моторные функции, способствуют правильной координации движений. Благодаря этому исчезает скованность рук. Регулярные упражнения подготавливают дошкольников к овладению письмом, формирует у него художественные и иные навыки.
Поэтапное усложнение мелкой моторики в дошкольном возрасте положительно сказывается на формировании интеллектуальных навыков. Специалисты рекомендуют начинать соответствующие занятия и упражнения с 7–9 месяцев. По мнению неврологов необходимо уже в раннем возрасте выполнять гимнастику, включающую в себя несложные упражнения для рук и ног. Это благотворно сказывается на воображении, мышлении, памяти и правильной ориентации в пространстве.
Упражнения для развития мелкой моторики
- Пальчиковая гимнастика, массаж. Среди самых распространенных занятий можно выделить несложные упражнения и массаж кистей рук и пальцев. Рекомендуется параллельно петь песни, слушать музыку, читать стихотворение, чтобы создать более непринужденную атмосферу.
- Лепка, игры с пластилином. Положительную роль в формировании моторных навыков играет лепка с использованием пластилина, полимерной глины, восковых пластин и различных видов теста. Многие такие занятия можно проводить в домашних условиях.
- Конструктор. Игры с мелкими предметами стимулируют работу коры головного мозга, выступают в качестве терапии различных нарушений мелкой моторики. Особенно популярны игры с современными конструкторами, благодаря которым дополнительно развиваются инженерные и логические навыки.
- Пальчиковый театр. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. Театрализованные игры, пальчиковый театр значительно повышают жизненный тонус, дарят положительные эмоции. Это способствует выработке ловкости и концентрации движений, является эффективным средством социализации.
Дополнительно можно отметить игры с песком, рисование, вырезание, собирание пазла и многое другое. Прекрасной помощью в этом случае является интерактивная песочница «Ракета» от «АНРО-технолоджи». Уникальное оборудование позволяет задействовать каналы сенсорного восприятия. Современное устройство незаменимо для диагностики, психокоррекции и работе с детьми с ОВЗ. Интеграция средств ИКТ дает возможность выйти на новый уровень обучения и психотерапии. Игры способствуют творческому самовыражению и самое главное позволяют выстроить упражнения в индивидуальном порядке для каждого ребенка.