Дошкольные образовательные организации являются важным звеном в формировании у дошкольников базовых истин в области биологии и природопользования. Правильная организация уголка природы в ДОУ способствует созданию наилучших условий для получения экологического образования. Взаимодействие с природным миром вживую помогает развить положительные качества и самое главное любовь и бережное отношение к живой природе.
Надлежащее обустройство уголка природы в детском саду по ФГОС требует соблюдения санитарно-гигиенических норм, а также знания основных положений методики ознакомления детей с природой. Грамотная организация учебного процесса способствует полноценному физическому, умственному и психическому формированию личности дошкольника. Все это является важной основой насыщенной и разнообразной развивающей среды, которая необходима для гармонизации личности ребенка в дошкольные годы.
Цель создания и организации уголка природы
- Развитие познавательных качеств. В процессе обучения у детей закладываются основные знания о природе, появляется интерес к чему-то новому и увлекательному. Улучшается внимание, наблюдательность и логическое мышление;
- Формирование позитивного эмоционального фона. Контакт с природой помогает улучшить творческое воображение, играет важную воспитательную роль, формирует нравственно-духовные качества и самое главное трепетное отношение к окружающему миру и неподдельный интерес к различным видам живых существ;
- Приобретение практического опыта. В ходе занятий дошкольники наблюдают и изучают жизненные циклы различных насаждений, приобретают свой первый опыт, учатся анализировать результаты экспериментов. Это как следствие формирует любовь к труду, ответственность, инициативность;
- Создание надлежащих условий с эффектом оздоровления. Растения играют важную роль в очищении воздуха и насыщения его кислородом. Взаимодействие с природой и общение с птицами и зверями позволяет снизить эмоционально-депрессивное состояние, агрессивность, раздраженность. Как следствие все это благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.
Профессиональное оборудование для уголка природы в детском саду является важной ступенью на пути формирования нравственных качеств. Общение с миром природы позволяет детям научиться доброте и любви, важным качествам, которые так необходимы в нашем обществе. Представители флоры и фауны нуждаются в ежедневном внимании и уходе. Участие дошкольников в жизни животных и растений помогает им стать более заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. В последующем дети смогут более бережно относиться к нашей планете.
Базовые требования к уголкам природы в ДОУ
- Соответствие санитарно-эпидемиологическим стандартам. Для содержания попугаев, морских свинок, хомячков и других представителей фауны должны использоваться отдельные помещения;
- Выполнение требований безопасности. Все используемые растения не должны причинять дошкольникам вреда, поэтому исключено использовать какие-либо ядовитые или колючие насаждения. При этом воспитателям необходимо удостовериться в том, чтобы ничто не вызывало у ребенка аллергической реакции;
- Подбор и содержание растений. Рекомендуется иметь несколько видов насаждений, чтобы дети могли ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого. Это поможет им делать сравнения и собственные выводы о неповторимости и исключительности каждого вида. Каждое растение должно иметь соответствующую табличку с названием, где должны быть прописаны требования по уходу.
При оборудовании уголка природы необходимо учитывать возраст дошкольников. В каждой возрастной группе должно быть требуемое количество природных материалов. Уголок должен отличаться у детей младшей, средней и старшей группы.
В современных дошкольных учреждениях все более востребованы уникальные устройства для естественного научно-биологического практикума. К ним относится «Чудо-грядка» и биолаборатория «ANRO-expert». Представленные комплексы открывают большие двери для познавательной исследовательской и экспериментальной деятельности. Все это помогает наилучшим образом организовать уголок природы в ДОУ с учетом требований ФГОС.