Здоровье человека – это наивысшая ценность. В дошкольном возрасте закладывается основа физического здоровья, происходит формирование основных органов и функциональных систем, становление психики, организма в целом и отдельных органов. В современном мире наблюдается резкое снижение двигательной активности младших школьников. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей в ДОУ через применение здоровьесберегающих технологий.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является укрепление здоровья. В согласии с действующими стандартами должна быть создана здоровьесберегающая инфраструктура. Педагогический процесс должен включать в себя соответствующий комплекс программ. Правильно подобранные упражнения и занятия будут содействовать сохранению, укреплению и полноценному формированию здоровья. Это необходимо для гармоничного развития и эмоционального благополучия ребенка.
Способы приобщения детей к ЗОЖ
- Полноценное питание. Рацион должен быть максимально полноценным и сбалансированным. Ребенок не должен испытывать избыток или недостаток питательных веществ.
- Оптимальная физическая нагрузка. Даже самый неспортивный ребенок должен заниматься физкультурой. Необходимо организовать занятия, которые позволят в игровой форме приобщать малыша к физическим нагрузкам.
- Занятия на свежем воздухе. Значительную оздоровительную роль играет сила природы, поэтому важно организовать регулярные прогулки на природе, экскурсии, походы. По мнению психологов малыши должны находиться на воздухе не менее 3 часов.
- Использование инновационных устройств. Среди них переносные комплекты «Чудо-грядка», которые позволят наблюдать за жизненными циклами растений. Оптимальный вариант для познания окружающего мира и формирования правильного отношения ко всему живому.
Педагоги, психологи и другие специалисты должны помочь сформировать у ребенка правильное представление о здоровом образе жизни. Дети должны научиться любить себя и свой организм, окружающий мир и людей. Профессионально организованный педагогический процесс позволит дошкольникам успешно взаимодействовать с внешним миром.
Здоровьесберегающие технологии ФГОС
- Медико-профилактические. Исследование состояния здоровья малышей, контроль питания, комплекс профилактических занятий. В случае подозрения на патологию проводятся мероприятия по коррекции функциональных отклонений. Сюда можно отнести витаминопрофилактику.
- Физкультурно-оздоровительные. Включают в себя дыхательную гимнастику, закаливание, спортивные соревнования, развлечения. Среди них особенно можно отметить гимнастику зрительную, пальчиковую, дыхательную, корригирующую.
- Психолого-педагогические. Направлены на формирование правильного отношения к себе и окружающим, разрешение конфликтных ситуаций. Могут включать в себя психогимнастику, эмоциональные разминки с использованием всевозможных интерактивных устройств.
- Учебно-воспитательные. Представляют собой комплекс мер, направленных на формирование культуры здоровья. Основная цель – научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром. Детям нравятся занятия, построенные в игровой форме, это позволяет им в непринужденном формате приобрести нравственные ценности.
Среди других можно выделить коррекционные технологии. Они направлены на психоэмоциональное развитие, снятие напряжения, повышение эмоционального настроя. В частных учреждениях соответствующие программы разрабатываются в индивидуальном порядке с учетом особенностей конкретного ребенка. По мнению специалистов интеграция здоровьесберегающих технологий положительно сказывается на физическом развитии и результативности воспитательно-образовательного процесса.
Особенности здоровьесберегающей развивающей среды
Современная педагогическая деятельность включает в себя соответствующий комплекс мер, направленных на воспитание нравственных ценностей и создание надлежащих условий для полноценного развития личности. Среди основных составляющих энергосберегающей среды можно выделить:
- Формирование благоприятного морально-психологического климата.
- Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.
- Обеспечение полноценного питания.
- Соответствующее физическое воспитание с использованием специально подготовленных программ.
- Лечебно-профилактические мероприятия для детей с ОВЗ.
В процессе осуществления профессиональной деятельности педагог должен выработать у малыша осмысленное отношение к спортивным играм, физическим упражнениям, подвижным занятиям. Физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка особенно в дошкольный период. При этом соответствующий комплекс мероприятий должен чередоваться со свободным временем и отдыхом.
Формирование здорового образа жизни у детей напрямую зависит от создания комфортных и увлекательных условий обучения. Эффективная организация здоровьесберегающей среды просто необходима для успешного развития подрастающего поколения.