В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. В этом документе прописан раздел работы с дошкольниками – формирование элементарных естественнонаучных представлений. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится проектная деятельность. Проектная деятельность является интересной и поучительной для детей при изучении многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Почему наблюдение за погодой в ДОУ актуально?
- Занятия юных метеорологов дети воспринимают как новую интересную ролевую игру;
- Практические занятия помогут познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
- У детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией;
- Процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, используя специальное оборудование – метеостанцию. С ее помощью можно уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Какие задачи решает метеостанция в ДОУ?
- организация опытно-исследовательской деятельности детей для систематических наблюдений за погодой средствами игры;
- формирование представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- формирование представления о четырех частях света;
- знакомство детей с приборами-помощниками: термометром, анемометром, барометром и т.д.
Работа, проводимая с использованием метеостанции, позволяет с первых ступеней обучения вводить ребенка в увлекательный мир «исследователя», предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во многих взаимодополняющих образовательных областях.
Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Интеллектуальное развитие |
---|---|---|---|
дети получают конкретные естественнонаучные знания; | умение работать в команде; | побуждение детских фантазий при рассматривании явлений природы; | умение самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его; |
расширяют кругозор; | умение составлять прогнозы и обосновывать их; | знакомство с народными приметами о погоде. | практическое применение знаний; |
получают целостное представление о науке метеорологии. | составление рекомендаций (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т.д.). | умение анализировать, обобщать, делать выводы; | |
установление причинно-следственных связей явлений; | |||
знакомство с технологиями измерения. |
В работе со старшими дошкольниками на метеостанции широко используется метод проектов. Для детей проект – это увлекательная игра в «метеорологов», «учёных», «исследователей». Играя, дети с полной серьёзностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем присутствующим в детском саду. Ведь «юным метеорологам» после проведённых метеонаблюдений необходимо подготовить советы:
- как одеться на прогулку;
- можно ли высаживать растения в открытый грунт (посадка зависит от температуры почвы);
- нужно ли поливать растения или можно обойтись рыхлением почвы вокруг них и др.
Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Переносная метеостанция от «АНРО Технолоджи» это:
- простой в использовании прибор;
- многофункциональный;
- прибор может быть использован детьми с 3,5 лет;
- изделие изготовлено с учетом эргономических особенностей из экологически чистого материала – натурального дерева (сосна);
- возможность многократного повторения опытов;
- способствует ранней профориентации;
- повышение интереса к учебной деятельности.
Что может метеостанция?
- определять состояние погодных условий. Устройство измеряет следующие параметры среды: температура воздуха, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, освещённость, уровень шума, температура воды/почвы, скорость ветра;
- определять параметры окружающей среды в помещениях;
- сохранять значения параметров в памяти устройства и далее производить выгрузку их на персональный компьютер и отображать их изменения посредством графиков и отчетов;
- может использоваться как стационарный регистратор при постоянном подключении к компьютеру.
Роль эксперимента в обучении огромна, т.к. она определяется возрастными особенностями детей (преобладание конкретного мышления над абстрактным). Опыты позволяют реализовать принцип наглядности. Организованная исследовательская деятельность способствует формированию творческих способностей, даёт толчок к изучению научных основ проводимых исследований. Дети любят познавать все новое в игровой форме. Переносная метеостанция от «АНРО Технолоджи» станет незаменимыми помощником педагогам и воспитателям в организации естественнонаучных экспериментов с дошкольниками и учениками начальных школ. Лаборатория способствует формированию познавательных интересов и действий детей в различных видах деятельности.