В первые годы происходит формирование эмоционально-волевых качеств. Они играют важную роль в последующем успешном освоении знаний и получении навыков. В дальнейшем определяют успех обучения, развитие личности и адаптации в обществе. Понимание своих эмоций и чувств необходимо ребенку для последующего их осознания и контроля. Эффективно выстроенные тренинги и занятия психолога по управлению эмоциями создают благоприятные психологические условия для развития эмоциональной составляющей.
Базовые задачи при работе психолога с эмоциональным ребенком
- Формирование эмоционального интеллекта.
- Помощь в обретении уверенного поведения.
- Развитие творческих навыков, визуального мышления.
- Помощь в овладении языком эмоций, выражение собственного мнения.
- Формирование правильного отношения к близким и родным.
- Помощь в приобретении положительных черт характера.
- Адекватная самооценка происходящего.
- Помощь в развитии коммуникативных навыков на эмоциональном уровне.
Каждый проект психолога в ДОУ выстраивается с учетом эмоций ребенка. Специалистом могут быть диагностированы эмоционально-волевые нарушения, замкнутое состояние или же повышенная тревожность, необоснованные страхи, агрессивное поведение. Правильно построенная программа с учетом индивидуальных особенностей окажет наилучшее лечебно-коррекционное воздействие.
Развитие эмоционального интеллекта: помощь психолога
Коррекционно-развивающая деятельность может носить обучающий, профилактический или коррекционный характер. Выделяют следующие занятия:
- Ролевые. Предполагает проигрывание различных ролей сказочных персонажей, неодушевленных предметов. Психодрама может заключаться в поочередной смене ролей. Используется в качестве эффективной психологической коррекции, освоении базовых чувств и эмоций.
- Психо-гимнастические. Социально-психологические тренинги, где дети могут выражать свои желания, проявлять чувства и права. Игровые занятия педагога-психолога необходимы для формирования благоприятной эмоциональной среды.
- Релаксационные. Упражнения, направленные на нервно-мышечную релаксацию. Детский психолог нередко использует их для стабилизации эмоций ребенка, достижения нужного баланса.
Одним из эффективных инструментов является эмоциональный коммуникатор. Он играет важную роль в социализации ребенка, достижении эффективного управления эмоциями. Эмоциональному интеллекту на уроках психолога необходимо уделять особое внимание. Это поможет детям стать более контактными, дружелюбными, находить общий язык с другими, разрешать сложные и конфликтные ситуации.
Особенности обустройства уголка эмоций в кабинете психолога
Сегодня используются различные методики, большая часть которых основана на проекции. В данном случае используются:
- Фотографии. Выполняют фокусирующую роль, оживляют какие-то моменты. Помогают оценивать людей по позе, мимике, выражению лица и другим признакам.
- Демонстрационные карточки. Снимки социально-значимых ситуаций и эмоции в картинках для психолога играют важную роль в самовыражении, помогают демонстрировать собственные чувства, переживания и потребности.
- Зеркало. Эффективный инструмент для знакомства и управления эмоциями. Дети видят собственное отражение, начинают лучше понимать свои эмоции и как выглядит со стороны их мимика, телодвижения. Это позволяет им правильно оценивать себя, придает уверенность.
Эффективная работа психолога с эмоциями ребенка включает в себя использование различных предметов, инструментов и оборудования. Правильное построение коррекционно-развивающей программы позволит ребенку выстроить правильное взаимодействие с окружающим миром и людьми.