Нарушение работы головного мозга нередко возникает вследствие различных сбоев. Происходит это чаще всего из-за родовых травм, последствий наркоза, гипоксии ребенка во время беременности, черепно-мозговых травм и тяжелых инфекционных заболеваний в раннем возрасте. Все это отражается в нарушении речевого развития, приводит к дислексии, дисграфии, перинатальной энцефалопатии в анамнезе, заиканию и проблемам с обучаемостью.
Нейропсихологическая коррекция речи помогает устранить проблемы, которые связаны с неполноценной работоспособностью артикуляционного аппарата. Специалист проводит обследование, выявляет возможные проблемы и назначает соответствующую методику. Суть коррекционных мероприятий заключается в том, чтобы посредством определенных упражнений и занятий предоставить возможность плохо развитым участкам мозга и нейронным сетям пройти нужный путь развития.
Что такое нейропсихологическая коррекция?
Коррекционные занятия проводятся с детьми, у которых наблюдается недоразвитие высших психических функций. К ним относится воображение, восприятие, память, мышление. Нейропсихологическая коррекция представляет собой исследование психических процессов с целью подбора соответствующих методик для преодоления имеющихся отклонений. В основном нарушения в развитии психических функций происходит из-за недостатка адаптивных нейронных связей в коре головного мозга ребенка.
Существуют различные методики нейропсихологической коррекции. Все они направлены на преодоление возможных проблем, которые связаны с речью, памятью, чтением. В частности, занятия с нейропсихологом могут потребоваться, если ребенок плохо справляется с домашними заданиями, не может сконцентрироваться, плохо запоминает условия задачи, также если дошкольник достаточно импульсивен, гиперактивен или наоборот не реагирует на окружающих, замкнут и депрессивен.
Каким детям необходима нейропсихологическая коррекция
- Испытывающим чрезмерную утомляемость;
- Рассеянным, неаккуратным, забывчивым;
- Импульсивным, чересчур активным;
- Замкнутым, необщительным;
- Имеющим различные трудности в области коммуникативных навыков.
В ходе взросления некоторые психические функции формируются в искаженном виде или вовсе остаются недоразвитыми. Правильно подобранный комплекс занятий и упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка позволит поэтапно активировать каждую зону головного мозга.
Методики нейропсихологической коррекции
- Физические упражнения, растяжки. Сюда относятся различные упражнения, которые помогают снять мышечное напряжение. К одному из них можно отнести разминку «Кобра». Ребенок ложится на живот, сгибает руки в локтях и старается ладошками упереться в пол. Дополнительно предлагается потянуть голову, приоткрыть рот, почувствовать себя коброй;
- Дыхательные разминки. Они улучшают ритмику функций организма, содействуют улучшению самодисциплины. Занятия, основанные на дыхании, принесут наибольшую пользу тем дошкольникам, у которых наблюдается синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность. Правильное дыхание содействует оптимизации кровообращения, значительно улучшает работоспособность легких и как следствие общее самочувствие;
- Массаж. По мнению психологов, больший эффект оказывает массаж пальцев рук и ушных раковин. Тактильное воздействие содействуют стимуляции нервных окончаний. Их плохая активизация нередко становится следствием ухудшения эмоционального и интеллектуального развития, а также правильного восприятия поступающей в головной мозг информации;
- Глазоподвижные упражнения. Коррекционные занятия помогают улучшить восприятие и расширить поле зрения. Они эффективно активизируют зрительную область головного мозга и содействуют полноценному движению глазного яблока во всех направлениях. Существуют различные упражнения, которые помогают увеличить объем зрительного внимания и восприятия.
Среди других важных методик нейропсихологической коррекции можно выделить релаксацию. Она очень важна при работе с гиперактивными и импульсивными детьми. Распространены различные методики, которые помогают улучшить слуховые и зрительные навыки, тактильные и двигательные функции. Составление индивидуальной программы с учетом особенностей психо-эмоционального состояния ребенка позволит поэтапно устранить возможные нарушения в работе головного мозга.
В современных дошкольных учреждениях нейропсихологи и психологи в целях динамики развития психоэмоционального состояния ребёнка и успешного проведения коррекционных занятий используют интерактивные комплексы и различные сенсорные устройства. Передовое оборудование для нейропсихологической коррекции разработано по утвержденным стандартам нашей системы образования. Специализированное программное обеспечение помогает грамотно выстроить соответствующие задания с учетом индивидуальных способностей и возможностей ребенка.
Средства ИКТ на сегодняшний день играют важную роль в гармоничном развитии психических функций у ребенка. Они позволяют выстроить задания в игровой непринужденной форме, что содействует наиболее полноценному проведению занятий с детьми, имеющими различные отклонения.