В последние годы отмечается увеличение числа детей с различными дефектами речи. Все это побуждает дошкольную образовательную систему находить и внедрять наиболее продуктивные методики обучения данной категории детей. Комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик увеличивает познавательную активность. Внедрение средств ИКТ повышает эффективность логопедической работы в целом.
Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора. В Федеральной государственной программе указано, что результатом реализации требований учебной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
Ведущие принципы ФГОС в работе учителя-логопеда
- Создание прогрессивной развивающей образовательной среды;
- Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.
Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.
Игровые технологии в работе логопеда
- Мультимедийные презентации. Интерактивные комплексы с коррекционно-логопедической направленностью сочетают в себе динамику, звук и изображения, что позволяет ребенку самостоятельно или вместе с педагогом выполнять практические задания. При этом использование средств ИКТ помогает удержать внимание малыша и облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;
- Флеш-игры. Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, помогает создать собственные игровые упражнения под конкретные цели. В компьютерных игровых заданиях можно использовать продукты творческой деятельности детей – пластилиновые фигурки, коллажи, рисунки. Внедрение в занятия личностно-значимых элементов позволит повысить их интерес;
- Конкурсы, викторины, соревнования. В этом случае необходимо создать в команде доброжелательную атмосферу, чтобы дети поддерживали друг друга, и в каждой группе чувствовалось единство. Дети очень легко вовлекаются в учебный процесс, который протекает в игровой форме, а небольшие соревнования между командами развивают мыслительные операции, содействуют совершенствованию речи и психических процессов.
Современные игровые технологии в ДОУ позволяют создать максимально благоприятные условия для развития дошкольников. Игровые занятия с использованием интерактивных комплексов Шхуна и Замок от компании «АНРО технолоджи» активизируют знания детей, стимулируют речевую активность и, как следствие, формируют положительное отношение к обучению. Входящие в комплектацию дидактические материалы, стол для песочной терапии, коврограф, зеркала для индивидуальной работы позволяют эффективно смоделировать коррекционно-развивающую программу для дошкольников.
Преимущества использования интерактивных комплексов
- Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах учебной программы;
- Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков;
- Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов;
- Повышают эффективность логопедической работы, снижают утомляемость детей;
- Позволяют сделать программу обучения достаточно простой и продуктивной.
Педагоги и воспитатели отмечают, что через игровые технологии логопеду намного легче решить образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Современные интерактивные устройства содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.
Использование средств ИКТ на логопедических занятиях позволит повысить эффективность учителя и поможет активизироваться педагогические процессы.