Аутистические заболевания на сегодняшний день составляют 6–7 случаев на 10 000 детей. Генетически обусловленное психологическое расстройство нередко фиксируют уже на 1–2 году жизни ребенка. Чаще всего его диагностируют у мальчиков. При общении с другими у таких детей фиксируется затрудненный взаимный контакт, повторяющиеся действия и ограничение интересов. Данная патология имеет множество разновидностей. В некоторых случаях похожие признаки могут быть связаны просто с медленным развитием ребенка.
Что такое аутизм?
Аутизм – это патология неврологического характера, при которой наблюдается дефицит эмоциональных проявлений. Заболевание отражается на функциональности головного мозга. Аутичный ребенок живет в своем собственном мире. У него нет потребности в общении с окружающими, он никак не реагирует на других, отсутствует выражение боли, радости. Дети с РДА физически абсолютно здоровы, какие-либо видимые проявления патологии отсутствуют. Соответствующие нарушения в работе головного мозга возникают в результате сложной комбинации мутации генной системы.
При расстройстве аутистического спектра наблюдается ухудшение речи, отсутствие коммуникативных навыков. Диагностируется выразительная эхолалия, речевая каденция, нарушение интонации и другие дефекты. Речь может включать в себя стереотипные фразы, неестественные высказывания. Нередко фиксируется отсутствие интереса к окружающему миру, отрешенность от коммуникации с мамой, полный отказ от общения с близкими. Довольно часто наблюдается умственная отсталость, связанная с дисбалансом функциональной активности коры больших полушарий.
Признаки аутизма у детей
- Негативная реакция на любые прикосновения. При РАС у ребенка отсутствует потребность в тактильном контакте.
- Отсутствие зрительного контакта. Ребенок не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза.
- Различные речевые нарушения. В процессе общения такие дети могут повторять услышанные фразы, которые не относятся к данной ситуации.
- Проблемы социализации. Ребенок испытывает сильный дискомфорт при общении с другими, ему сложно выстраивать дружеские отношения.
- Отсутствие интереса к игрушкам, предметам. Достаточно часто бывают случаи, когда малыш не знает, как играть с какими-то игрушками.
- Замкнутость, закрытость. Аутичные дети предпочитают одиночество, любят уединенные места.
- Приступы агрессии. Неудача, смена обстановки могут спровоцировать вспышки гнева, истерику. У некоторых детей фиксируют агрессию.
Мы рассмотрели, как проявляется аутизм у детей. Дополнительно стоит отметить, что дети с данным расстройством имеют чаще всего избирательный и ограниченный круг интересов. Диагностируется заболевание обычно несколькими специалистами, психиатром, неврологом, психологом. При этом симптоматика может быть разной, в том числе и интеллектуальный уровень развития. У одних может наблюдаться глубокая умственная отсталость, у других же абсолютно нормальное развитие.
Причины расстройства
Специалисты в области исследования РАС отмечают различные причины возникновения данного психологического нарушения.
- Генетические отклонения. Наличие гена повышает риск патологии. У родственников, например, может наблюдаться склонность к навязчивому поведению, речевые расстройства, диагностироваться эпилепсия.
- Сбой в работе головного мозга. Структурные изменения в коре головного мозга могут оказывать влияние на речь, память, эмоции. Некоторые отделы мозжечка у аутистов могут иметь уменьшенные размеры.
- Сбой биохимических процессов. При данной патологии нередко фиксируется нарушение обмена веществ, что затрудняет передачу импульсов между нервными клетками. Может наблюдаться повышенный серотонин.
К другим провоцирующим факторам относится тяжелая беременность, недоношенность плода, старший возраст мамы. Важно отметить, что РАС – это не эмоциональный дисбаланс, а врожденное расстройство. Правильная диагностика с участием различных специалистов позволит определить какая необходима коррекция детского аутизма в конкретном случае для достижения нужного результата и облегчения состояния ребенка.
Методы лечения аутизма
Полное лечение расстройства на данный момент не представляется возможным. Однако комплексная терапия позволяет достичь неплохих результатов, например, минимизировать симптоматику, скорректировать поведение. Это помогает повысить качество жизни ребенка. В комплексную терапию включается:
- Психологическая помощь. Психолог, психотерапевт проводит соответствующую работу, направленную на распознавание эмоций и социальную адаптацию. Для этих целей задействуют специальное коррекционное оборудование, современные мультилаборатории, эмоциональный коммуникатор. Они незаменимы для успешного развития когнитивных способностей детей.
- Обучение и воспитание. Сегодня используются различные проверенные временем педагогические методики с использованием традиционных и современных средств. Интерактивные игровые комплексы позволяют в игровой форме совершенствовать мелкую моторику, развивать творческие способности ребенка, раскрывать его скрытый потенциал.
- Терапия с использованием фармпрепаратов. Медикаментозное лечение может быть направлено на решение проблем, связанных с гиперактивностью, тревожностью, агрессией. После диагностирования ремиссии препараты постепенно отменяют. В каждом случае лекарственные средства подбираются с учетом особенностей патологии и имеющихся противопоказаний.
- Интересные занятия. Для улучшения интеграции в обществе необходимо проводить занятия для детей с аутизмом. Требуется подобрать именно те увлечения, которые интересны малышу. Комплекс соответствующих мероприятий может быть составлен детским психологом с учетом особенностей симптоматики. Правильный выбор занятий может положительно повлиять на психическое развитие малыша.
Специалисты отмечают, что для детей с РАС важна похвала. При выполнении простых голосовых просьб необходимо хвалить маленького ученика. Требуется продумать, какие будут награды за совершение определенных действий, это может быть десерт, объятия, игрушки или что-то еще.
Инновационное интерактивное оборудование позволит в непринужденной форме решить проблемы, связанные с нарушением эмоциональной сферы. Грамотно подобранная программа терапии и психологической реабилитации с использованием средств ИКТ обеспечит эффективную коррекцию детского аутизма.