В последние годы наблюдается совершенствование процесса преподавания, интеграция информационно-коммуникационных технологий. ИТ инструменты обеспечивают гибкость, модульность, наибольший охват, технологичность, экономичность. Наблюдается повышение качества обучения, персонализация учебного процесса.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Обучающие программы характеризуются многообразием форм. Многое обусловлено особенностью изучаемых предметов. Современные модели ЭСО распространены в следующих вариациях:
- Игровые обучающие программы.
- Специализированные виртуальные лаборатории.
- Программно-методические комплексы.
- Профессиональные комплекты мультимедийных ресурсов.
- Программы для тестирования знаний.
- Моделирующие программные средства.
- Имитационные программные продукты.
- Досуговые ИКТ.
Дополнительно можно выделить применение информационно-поисковых систем. Представленная классификация электронных средств обучения не является исчерпывающей. Постоянно появляются новые модели, направленные на совершенствование методики преподавания и персонализацию учебного процесса. Формы реализации обновляются в зависимости от изменяющихся потребностей современного общества и правовых преобразований в сфере обучения.
Внедрение информационно-телекоммуникационных устройств позволяет выйти на совершенно новый формат проведения учебного процесса. Создание мотиваций к поиску знаний, наибольшую вовлеченность в предмет. Дистанционный формат открывает путь к индивидуализации обучения, помогает с легкостью корректировать программу с учетом подготовки, восприятия и особенностей аудитории.
Формы электронного обучения с использованием ЭСО
- Чат-занятия. Благодаря доступу к чату все участники могут обмениваться информацией, помогать друг другу, задавать вопросы педагогу, иметь быструю обратную связь.
- Веб-занятия. Конференции, дистанционные уроки, лабораторные мероприятия, всевозможные практикумы, где каждый учащийся может принимать активное участие.
Электронное обучение подразумевает под собой деятельность с использованием образовательных программ и информационно-телекоммуникационных сетей. В качестве основных инструментов здесь выступают интерактивные комплексы, сенсорные доски, столы, электронные учебники и библиотеки, видеофильмы, виртуальные лаборатории и многое другое. Интеграция ИТ средств позволяет выстраивать учебный процесс с учетом потребностей учащихся, обеспечить контроль соблюдения условий выполнения заданий.
По мнению практикующих специалистов электронная среда играет важную роль в формировании гибкости и логического мышления, способствует развитию творческих и инженерных навыков. Создаются надлежащие условия для восприятия информации с другой стороны. Электронная среда важна в дистанционном обучении. ИКТ обеспечивают оперативную обратную связь, позволяют быстро корректировать стратегию учебного процесса. Работа в команде наилучшим образом раскрывает коммуникативные навыки, помогает адаптироваться.
Задачи информационных электронных средств обучения
- Повышение эффективности подготовки учащихся.
- Персонализация программы, выстраивание учебной части по индивидуальному графику.
- Модульность, возможность сформировать собственный учебный план из набора различных материалов.
К дополнительным моментам можно отнести адаптивность и наилучший доступ к информации. У всех участников появляется возможность ознакомиться с учебным материалом. Доступность повышает качество обучения и заинтересованность.
Основные принципы ДОТ
- Целостность построения учебной программы.
- Использование новых форм подачи информации для улучшения восприятия.
- Наиболее эффективный контроль.
Представители педагогического состава наилучшим образом могут контролировать процесс выполнения тех или иных задач, в случае необходимости вносить корректировки в учебный план с учетом особенностей, возможностей и предпочтений группы.
Реализация программы с применением электронного обучения: правовой аспект
Образовательная деятельность в данном формате регулируется соответствующими правовыми положениями. Сюда относится закон «Об образовании…», Приказ Министерства «О порядке…электронных форм обучения и использования дистанционных технологий…». Дополнительно координируется региональными положениями, утвержденными губернатором, мэром и другими уполномоченными лицами.
Важным правовым документом является письмо Министерства просвещения от 19 марта 2020 года. На основании данного правового указа образовательные учреждения имеют возможность свободного выбора ИТ инструментов, то есть педагоги могут использовать различные платформы и интерактивные устройства. Особое внимание в нормативной документации уделено порядку применения дистанционного и электронного обучения. В частности, учебная программа должна содействовать реализации учебных и производственных практик.
Наибольшей юридической силой обладает закон «Об образовании…», в котором закреплены основные понятия и требования регулятора закона. Там прописана необходимость создания условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Регулятор закона предписывает учебным заведениям в электронном обучении использовать инновационные образовательные технологии. Это необходимо для реализации поставленных задач с учетом компьютеризации и внедрения средств ИКТ на всех этапах выстраивания учебного процесса.
Виды образовательных технологий в электронном обучении
Сетевые. Использование специальных электронных программ, которые носят обучающий характер.
Кейс-технологии. Методики, направленные на реализацию поставленных задач как самостоятельно, так и совместно с другими участниками, в том числе и педагогами.
Информационные. Взаимодействие между учащимися и педагогическим составом путем просмотра совместных презентаций, видеоматериалов, конференций или обмена мнением на специализированных форумах и социальных сетях.
Интерактивные комплексы уже идут со специализированными программами, что позволяет адаптировать учебную часть под конкретные потребности группы. Они отличаются хорошей функциональностью и гибкостью. Обеспечивают наилучшее восприятие информации и минимизируют затраты на организацию учебного процесса.
Преимущества дистанционного обучения с применением электронных технологий
- Компьютерная визуализация учебной программы. Преподаватель может демонстрировать что-то в динамике развития во временном или пространственном движении. У учеников появляется понимание, складывается правильная картинка об изучаемом предмете.
- Автоматизация процессов. Педагог может модифицировать исследуемую ситуацию в согласии с результатами эксперимента, делать соответствующие прогнозы вместе с учащимися.
- Гибкость. Учитель может использовать разные материалы для построения учебного плана с учетом потребностей группы или же ученика.
- Экономичность. Применение дистанционных образовательных технологий в электронном обучении снижает затраты за счет снижения технических средств, обеспечивает наилучший доступ к информации и материалам.
- Повышение качества занятий. ДОТ позволяет продемонстрировать изучаемые аспекты наглядно, что увеличивает скорость восприятия информации, обеспечивает требуемый объем и глубину, увеличивает мотивацию.
Сюда же относится адаптивность, возможность построения процесса в рамках индивидуальных потребностей ребенка и диалоговый характер обучения, что повышает отзывчивость и дает возможность детям активно участвовать.
Из недостатков можно выделить лишь сильную зависимость ДОТ от технической оснащенности и субъективное ощущение учащимися перегруженности информацией. Также педагоги отмечают недостаточно тесное общение педагога с учениками из-за отсутствия прямого очного контакта.
Современные практикующие специалисты отмечают, что ЭСО обеспечивает наилучшую гибкость, модульность, адаптивность и позволяет в разы повысить качество обучения.